В игре наиболее ярко
выделяются дети популярные и непопулярные.
Популярные |
Непопулярные
|
• ловкие, умелые;
• смышленые;
• опрятные
|
• неопрятные;
• тихие, плаксивые;
• вредные, агрессивные;
• слабые, плохо владеющие
игровыми действиями, речью Конфликтная напряженность
Нежелание сверстников с
ними играть
|
Вызывают раздражение
сверстников дети:
с которыми трудно
договориться;
которые нарушают правила;
которые не умеют играть;
которые являются
медлительными;
которые несообразительны;
неумелые.
Для детей 5-6 лет значимо
быть принятыми сверстниками. Они:
придирчиво относятся к
выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»);
стараются соответствовать
ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорят: «Я больше не буду!»);
отрабатывают нужные для игры
действия (дополнительно занимаются с родителями, отрабатывая игровые
действия).
Дети испытывают потребность
взять на себя интересную роль в игре и проявить в ней себя.
По-разному дети ведут себя в
ситуации «успеха». Одни испытывают чувство радости, у других может проявляться
злоба при неудаче другого.
В ситуации «неудачи» дети
испытывают чувство огорчения или зависти, досаду.
В 3 года оценки взрослого
особенно не волнуют детей: они спокойно продолжают интересную для них игру. В 5
лет, напротив, ребенок обостренно чувствителен к оценкам взрослого: каждое
замечание вызывает у него обиду. К 6-7 годам отношение к оценкам становится
более спокойным и деловым, дети стремятся что-то изменить в своих действиях.
Взрослый предупреждает
появление нежелательных качеств личности, таких как:
злорадство;
пренебрежение;
хвастовство;
зависть;
недоброжелательность.
Игра со сверстниками
способствует развитию речи ребенка, умению общаться.
Игровая ситуация требует от
ребенка соблюдения нескольких условий, которые необходимы ему для успешности
игровой деятельности.
Определенный уровень речевого
общения. Ребенку
необходимо объясняться со сверстниками, что стимулирует развитие его речи.
Умение замещать одни предметы
другими. Предметы-заместители
выступают как знаки отсутствующих предметов. В этом качестве выступают:
игрушки;
полифункциональные предметы.
Схема таких преобразований
следующая: «предмет — его знак — его наименование». Различаются индивидуальные условные знаки
(имеют
мало общего с обозначаемым предметом, например: щепка — градусник) и иконические (приближены к замещаемому
предмету, например: игрушка — копия реального предмета). Процесс замещения
одних предметов другими способствует развитию знаковой функции речи, ведет к
перестройке всех психических функций ребенка.
3. Наличие рефлексии — способности человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Развитие рефлексии происходит в связи с тем, что в игре возникает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Взрослый должен:
видеть взаимоотношения детей
в игре;
стараться определить причины
их объединения (или необъединения);
направлять взаимоотношения
детей, проявлять при этом свою инициативу;
оценивая действия 4-5-летних
детей, помнить об их обостренной чувствительности;
помогать ребенку
анализировать собственную личность;
обращать внимание на выбор
игр и игрушек, имея в виду половую идентификацию;
осуществлять общение с детьми
с учетом их пола;
при общении взрослого с
детьми придерживаться личностно-ориентированной модели общения, так как именно
она дает оптимальный результат (приучать детей к общению в этом стиле необходимо
именно в возрасте 4-5 лет);
обучать детей сопереживанию и
сорадости.
Ситуация. Мама Миши (6 лет) считает,
что игра, на которую сын тратит много времени, дело пустое. Миша же любит
играть. При этом он испытывает беспомощность, так как не может противостоять
маме.
2 Следует ли поощрять игры детей?
Решение. Примерно до 10-11 лет дети от
игры получают большое удовольствие. В играх ребенок учится проявлять инициативу
и отстаивать свое мнение, познавать систему социальных отношений. А взрослые,
поощряя детей в их игровых начинаниях, тем самым помогают им обрести ощущение
собственной компетентности, воспитывают в них целеустремленность и помогают
осваивать ролевые отношения.
Ситуация. Петя (6 лет) в игре должен
был бросить мяч в цель. А Коля в этот момент «под руку» говорит: «Мимо! Мимо!»
С проявлением каких качеств личности может быть связана
подобная ситуация?
Каким должно быть поведение
взрослого, если он видит, что взаимоотношения между детьми складываются
подобным образом?
Решение. Нормально, если ребенком
движет потребность быть признанным (попасть в цель). Со стороны Коли проявляется
чувство зависти (чувство злой досады, вызванной успехами других, чувство неприязни,
вражды). Взрослый должен:
выяснить причину
возникновения этого чувства;
приучать ребенка радоваться
успехам других;
обучать его навыкам игровых
действий, приводящих к успеху, и учить его не обижаться в случае неудачи.
Вопрос. Что, по вашему мнению, может
облегчить детям выполнение правил игры?
Ответ. Есть несколько условий,
способствующих облегчению выполнения правил игры.
Для правил, связанных с
движениями, важны наглядность их выполнения, простота (например: «Нельзя
переступить черту...»).
Если ребенок следит за
поведением своих сверстников, то потом он начинает контролировать и свои
действия.
Любое действие должно
осуществляться совместно и одновременно.
Необходимо учитывать
стремление ребенка к подражанию, которое позволяет быстро освоить правило.
Принятие игровой роли
обеспечивает активность воображения ребенка.