Для
выполнения своей роли уголок живой природы
в детском саду
должен соответствовать следующим требованиям:
"лучше меньше, да лучше", т.е. использовать
небольшое число объектов, но здоровых,
ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер
помещения лучше, чем большое
количество беспорядочно
расположенных, хиреющих и
погибающих особей;
при
организации уголка природы
обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к
тем или иным
растениям и животным. Если такая проблема существует, то
следует ограничиться общим уголком
природы, либо животных содержать
в отдельном помещении, либо исключить из
группового уголка аллергенные объекты;
отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с
ярко выраженными признаками;
растения и животные должны быть безопасны для детей,
т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.;
обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в
уходе;
подбор растений и животных осуществляется с учетом
возрастных особенностей детей.
МЛАДШАЯ
ГРУППА.
Растения
используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми органами.
Главная задача: научить
узнавать, различать и называть 2-3 вида растений и их части (стебель,
листья, цветок); научить правильно поливать водой из
лейки и
обтирать влажной тряпочкой
кожистые листья. Необходимо, чтобы
изучаемых растений было
по 2 экземпляра
каждого вида. Помимо постоянных объектов в младшей группе
используются и временные: выращиваемый на
перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп
и салат.
Животные,
используемые в младшей группе,
также должны иметь
типичные признаки своего класса
и различаться по
форме тела, способу
движения, условиям жизни, характеру
пищи, поэтому целесообразно
использовать в качестве постоянных
объектов золотую рыбку
или золотистого карася, канарейку, а в качестве временных -
кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.
Дети
младшей группы должны
помогать воспитателю в
уходе за животными (насыпать корм в
кормушку, наливать воду в поилку,
насыпать песок в клетку).
СРЕДНЯЯ
ГРУППА.
В средней группе у детей должно формироваться
умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать,
устанавливать различие и сходство. Главной задачей является знакомство
детей не только с особенностями растений, но и условиями,
необходимыми для их жизни, а также формирование новых умений по уходу
за растениями (полив
из мелкосетчатой лейки или
опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).
В ходе
работы в
уголке природы дети
должны увидеть зависимость
между способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от
величины, количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду,
определить способ ухода - сколько влаги
и света требуется данному растению
(например, если у растения мясистые листья, как у алоэ, то
поливать его нужно редко, а если
листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то
поливать его нужно часто).
При отборе объектов
следует учитывать разнообразие листьев по форме и величине,
целесообразно использовать разные
виды одного рода. Для
запоминания растений может
быть использована игра "Спрячем растение", а для
закрепления навыков по уходу и
формирования заботливого отношения организуются дежурства.
СТАРШАЯ
ГРУППА.
В
старшей группе дети должны научиться
сравнивать, классифицировать и обобщать. Основной задачей служит
формирование представлений о
росте и развитии животных
и растений, изменении
их по сезонам,
об условиях, необходимых для
нормального роста и развития.
При
работе с растениями используются экземпляры с разнообразными типами строения стеблей
(вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.), видоизмененными побегами
(луковицами, корневищами, клубнями). Дети знакомятся с внешним
видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков, вегетативным
размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют способы ухода в
зависимости от характера строения стеблей и листьев.
Дети в старшей
группе должны овладеть новыми перациями по уходу за растениями: подкормкой и размножением
черенками и усами. При работе с
животными дети выясняют приспособленность их к условиям среды обитания, т.е.
взаимосвязь "строение-образ жизни”, а также знакомятся с деталями во внешнем
строении (у зверей шерсть
на мордочке короче,
на спине и животе длиннее; перья
у птиц длиннее
на крыльях и
животе). В качестве объектов используются
разные животные.
Рыбы:
вуалехвост, телескоп, монетка и др.
Земноводные:
лягушки, тритоны.
Пресмыкающиеся: черепахи.
Птицы:
канарейки, волнистые попугайчики (размножение в неволе).
Млекопитающие: морские свинки, хомячки, белые крысы, кролик и др.
ДЕЖУРСТВО В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
Дежурства
в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке
природы, где дети имеют дело с живыми
организмами, является более сложной, чем другие виды дежурств.
В уголке
природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому
дети должны постоянно
проявлять инициативу, смекалку. Рыбы требуют одного ухода,
жук-плавунец — другого (хотя, и не
сложного), для птиц нужно создать совсем иные условия, чем для рыб,
и т.д. Да и комнатные растения, как уже было сказано, нуждаются в различном
уходе: одни любят солнце, других, наоборот,
нужно убрать в
тень, одни нуждаются в обильной
поливке, другие боятся
излишней влаги. Все это обязывает
воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.
Перед
назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает
и рассказывает, в чем заключаются
обязанности каждого дежурного, знакомит
с содержанием шкафчика,
в котором хранятся предметы, нужные для дежурных,
показывает, где висят
фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в
каком порядке их нужно оставлять после дежурства.
В уголке
природы каждый день дежурят несколько человек: один или. Двое ухаживают за
растениями (в зависимости от количества
растений и навыков детей), один кормит рыбок и
плавунца, двое ухаживают
за птичкой, один готовит и ставит корм, воду, другой в
это время следит,
чтобы птичка не вылетела из клетки, затем он вынимает из
клетки дно, высыпает грязный и насыпает чистый песок.
По окончании
дежурства воспитатель проверяет,
все ли сделано правильно: не
стоят ли кормушки
и поилки под
жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе
и указывает, как
нужно исправить ошибки, которые были допущены. Дежурных к
концу года лучше назначать,
на два-три дня.
Периодически
проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка
проходит спокойно и весело. Все
предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть
оставлены чистыми и сложены в порядка на
определенные места. По окончании
работы воспитатель проводит
беседу с детьми о том, как проявил
себя каждый участник
уборки, какое значение имеет общая
уборка и как
дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.
Для
успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить внимание
ознакомлению детей с
предметами ухода за растениями и животными, показать и
рассказать, где что лежит,
висит, что для чего нужно,
договориться о порядке пользования инвентарем.
Дети должны правильно называть те
предметы, которыми они пользуются.
Чтобы облегчить детям нахождение
места хранения каждого
предмета, можно наклеить соответствующие картинки. |