Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным
проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны
собеседнику.
Определите целевые вопросы.
Распределите вопросы в
порядке их значимости.
Обратите внимание на
соответствие их формулировок психологическим требованиям.
Составьте план беседы исходя
из конкретной ситуации.
Определите вопросы,
поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника.
Создайте атмосферу доверия.
Собеседник должен быть
уверен, что беседа приносит ему пользу.
При тесном контакте возникает
потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться.
Контакту способствуют
собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
Обстановка для беседы может
быть:
благоприятной: совместный отдых, прогулки по
улице, домашняя обстановка, изолированная комната;
дискомфортной: присутствие, вмешательство
других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.
Примечания.
1. Владейте собой, соблюдайте педагогический такт:
не обнаруживайте признаков
властности;
не допускайте упреков, реплик
и т. д.;
поддерживайте обстановку
взаимного доверия.
2. Во время беседы следите:
за особенностями речевого
поведения собеседника: точностью мыслей, формулировок; оговорками,
недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами;
за эмоциональными реакциями:
тембром голоса, интонацией; мимикой, жестами и др.
за срабатыванием механизма
так называемой психологической защиты;
• за тем, не затронуты ли достоинство, самоуважение. Как
правильно вести беседу? Нужно, чтобы:
вопросы не задавались «в лоб»
(лучше их ставить в косвенной форме);
вопросы не были внушающими,
не носили форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание?»);
вопросы ставились в
определительной форме, были краткими, понятными собеседнику.
Необходимо слушать
внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой,
жестами, всем своим телом, наклоненным к нему. Сочувствуя, одобряя и
поддерживая, можно услышать все, что хотелось бы узнать.
Нужно дать возможность
собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогите ему освободиться от
возможных страхов, одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы
могут быть заданы только с целью:
оказать помощь собеседнику,
если он желает высказаться;
оказать помощь собеседнику,
если он хочет освободиться от возможных страхов;
одобрения точности
высказанных мыслей.
Не прерывайте высказывания
собеседника в случаях его волнения, импульсивности, несущественности
высказываний, незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д.
Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах!
Помните! При прерывании беседы
утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Если в ходе беседы ваш
собеседник заметил какую-то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а
согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу. |