Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 03:13

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

ПЕДСОВЕТ-САМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ПСИХОЛОГОВ "Пространство общения"

Пространство общения — это общее визуальное и мыслимое про­странство с однозначным пониманием смысла средств общения.

Пространство общения должно быть единым для всех включенных в него.

Во время разговора важно:

чтобы собеседники видели друг друга;

стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами;

       чтобы в словах имелся одинаковый смысл. Необходимо помнить:

взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занима­ют игры, занятия и пр.;

взрослые и дети находятся на разных позициях;

взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совер­шенно разный смысл.

Как преодолеть вышеперечисленные противоречия? Создать общее «пространство» общения — важнейшая задача воспитателя, взрослого человека, ведь ребенку это сделать еще не под силу. В связи с этим взрос­лый часто приглашает ребенка перейти в его «пространство». Так, на­пример, происходит, когда воспитатель приглашает детей на занятия. Дети приходят, но это еще не означает, что каждый из них на самом деле присутствует там, где воспитатель хотел бы его видеть. Мысленно ре­бенок может быть где угодно: в сказке, в незавершенной поделке и т. д. Он с трудом переключается с одних занятий на другие, ведь даже взрос­лым нелегко перейти от одного дела к другому.

Воспитатель должен организовать общение так, чтобы оно было при­ятно, потому что ребенку необходимо испытывать удовольствие от об­щения с воспитателем. Это усиливает педагогический эффект.

Задание. Спросите и у детей, и у взрослых о том, что они понимают под словами «самостоятельность», «свобода», «ответственность», «обя­занность», «права».

Общение как межличностное взаимодействие

Общение предполагает какой-то результат:

изменение поведения ребенка;

изменение деятельности детей;

получение удовольствия от процесса.

В целях более эффективного воздействия на ребенка в общении мо­гут быть использованы разные его формы (виды) исходя из ситуации, возраста. Так, например, в подростковый период предпочти­тельнее строить общение, используя форму просьбы.

Для достижения высоких результатов воздействия на ребенка вос­питатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение — это процесс воздействия на сознание путем логиче­ского обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность или группу людей.

Убедить человека, не сведущего в какой-либо области, очень трудно, поскольку он не знает элементарных закономерностей обсуждаемого вопроса. Поэтому, прежде чем аргументировать свою точку зрения, надо предложить слушателю хотя бы основные сведения, которые не­обходимы для обсуждения. Чем качественнее это будет сделано, тем лучше. Только вооружив человека определенными знаниями, сообщив ему определенный круг знаний, вы можете обсуждать с ним интересу­ющие вас проблемы.

ж ж ж

Для того чтобы убедить ребенка в чем-то, необходимо знать и учи­тывать некоторые особенности.

Внушение — это воздействие на чувства с помощью эмоционально окрашенных образов для побуждения к определенному поведению. По образному выражению В. Н. Бехтерева, внушение, в отличие от убе­ждения, входит в сознание человека не с «парадного входа», а как бы с «заднего крыльца», минуя «сторожа» — критику.

Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них и на ум и волю человека, чтобы побудить к действию, иначе говоря, воздейст­вовать так, чтобы не было места критике и суждению.

Внушение, создавая установку, может с большей или меньшей эф­фективностью предопределить поведение ребенка. Внушение как метод воздействия опирается на определенные имеющиеся у ребенка потреб­ности, стремления.

Приведем пример использования внушения. Мы хотим внушить ре­бенку, находящемуся в бодрствующем состоянии, совершить опреде­ленный поведенческий акт: выпить из чашки кисель. Для этого начи­наем разговор о голоде, наливаем в чашку кисель и с жадностью пьем, выражая всем видом удовольствие, после чего сообщаем, что кисель вкусный и прохладный. Тем самым мы убеждаем ребенка поверить, что кисель действительно вкусный и прохладный, чтобы и у него самого возникло желание этот продукт попробовать.

Внушение в данном случае опирается на определенную силу потреб­ности организма утолить чувство голода.

Приведенная ниже схема показывает поведенческий акт, протекающий неосознанно (под влиянием внушения). В этом случае снижается уровень сознательного контроля над своими действиями.

Внушение вызывает концентрацию возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. В условиях заторможенности всей осталь­ной коры содержание внушенного воздействия приобретает неодоли­мую силу. Этим объясняется его эффективность.

Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может понять и осо­знать смысл правил и норм поведения. В этих случаях метод внушения является незаменимым: воспитатель создает эмоционально значимую ситуацию, воздействуя на чувства ребенка. Например, он внушает ре­бенку то, что человек красив, если выполняет правила поведения.

На основе внушения формируются стереотипы (привычки) поведе­ния. А их глубокое осмысление и понимание наступит позже.

Воздействие на детей должно быть эмоционально насыщенным, вну­шающим красоту поведения, творчества, живой природы, восхищение ею и любовь к ней.

При помощи слова, интонации, мимики, жестов, действий воспита­теля и обстановки, соответствующей эмоционально описываемым об­разам, достигается нужный результат с помощью внушения, ведь дети по природе своей очень легко поддаются внушению.

Независимо от того выступает ли внушение как самостоятельное сред­ство педагогического воздействия или как компонент убеждения, всегда должен существовать тесный контакт между воспитателем и ребенком.

Внушение может быть прямым и косвенным.

Прямое внушение — воздействие речи с определенным образным смыслом. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты автоматически, не раздумывая, полностью доверяясь слову-сигналу для этих действий. Примером такого воздействия являются команды, наставления во время игры: «Стой!», «Шагом марш!» и др.

Внушаемое наставление применяется в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых воспитателем в макси­мально повелительном тоне. При этом воспитатель выразительно смот­рит в глаза ребенку, усиливая внушающее влияние своих слов. Иногда можно предложить малышу закрыть глаза и сосредоточиться на голосе воспитателя. Отдельные словесные формулы ребенок может повторять вслед за воспитателем, например: «Мне нравится рисовать!» и т. п.

Косвенное внушение (опосредованное, через предметы) — осущест­вляется в виде раскрытия факта (описания какого-либо случая), совер­шенного другими, в виде примера и т. п.

Бывает целесообразно путем примера большой внушающей силы или с помощью рассказа повлиять на ребенка путем косвенного внушения.

Внушаемость — субъективная готовность подвергаться и подчи­няться внушающему воздействию. Внушаемость увеличивается:

при снижении возраста ребенка;

при снижении критичности сознания, мышления;

при снижении самооценки, неуверенности;

при повышении эмоциональности, впечатлительности, тревож­ности;

при наличии таких черт характера, как доверчивость, робость, стеснительность;

в состоянии расслабленности, утомления;

при дефиците времени;

при низком уровне компетенции в обсуждаемом вопросе;

при «давлении» группы, окружающих. Уменьшается внушаемость при следующих условиях:

взросление;

увеличение критичности сознания, мышления;

повышение самооценки;

наличие уверенности в себе;

уменьшение тревожности, впечатлительности;

присутствие таких черт характера, как самостоятельность, актив­ность, уверенность;

состояние бодрости, активности;

состояние стабильности;

высокий уровень компетентности в обсуждаемом вопросе;

независимость от влияния окружающих.

Воздействие внушения на ребенка облегчается его большой подра­жательностью.

Подражание направлено на воспроизведение (копирование) инди­видом внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Так как детям свойственна очень большая подражательность, воспитатель дол­жен быть особенно внимательным:

к своему поведению, манерам, поступкам;

к своим жестам, голосу.

Все это ребенок схватывает интуитивно, как некие особенности пси­хического склада взрослого поведения, а затем все это откладывается в сознании ребенка, и неосознанно лепится его образ поведения.

В реальных человеческих взаимоотношениях убеждение, внушение, подражание взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играют, конечно, убеждения.

Задание. Дано сообщение: «Под Новый год будет демонстрироваться кинофильм "Карнавальная ночь"». Преобразуйте это сообщение снача­ла в форму убеждения, а потом в форму внушения.

«"Карнавальная ночь" — хороший кинофильм, так как он не сходит с экрана более полувека. Миллионы зрителей посмотрели этот фильм не по одному разу» — это убеждение.

«Если вы посмотрите этот кинофильм, то вы получите огромное эмо­циональное удовольствие. Каждый актер индивидуален своим талан­том. Например, образ Огурцова, исполненный актером И. Ильин­ским...» — это внушение.

Ситуация. Нередко мы слышим, как мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею!» или «Ты говоришь правильно, молодец!». А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят!», «Да что ты понимаешь, вот научишься, тогда поймешь!».

^ В чем принципиальное различие в общении мам со своими детьми?

Решение. Одни матери как бы вселяют в ребенка уверенность в сво­их силах («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способ­ствуют его взрослению, создают у него активную жизненную позицию, помогают самоутвердиться.

Другие же матери, наоборот, способствуют появлению у своего ре­бенка неуверенности в себе («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»). У таких детей формируется тревожность, снижа­ется активность, возникает склонность к пессимизму.

Ситуация. Ограничения, запреты и бесчисленные «нельзя» нередко входят в арсенал отдельных матерей при воспитании своих детей. Это позволяет им контролировать своего ребенка, управлять им.

Как такое поведение матери будет сказываться на развитии саморегуляции самого малыша?

Решение. Ограничения и запреты тормозят развитие саморегуля­ции ребенка, так как заставляют его всегда держать взаимосвязь с ма­терью, постоянно решать, что можно делать, а что нельзя. Ребенок подчиняется указаниям матери, верит ей, но при этом оказывается совершенно несамостоятельным. В такой регуляции своего поведе­ния ребенок будет нуждаться еще длительное время. Только предлагая своему ребенку свободу, мать может программировать необходимость опоры на свои силы, на собственную самостоятельность. Именно при таких условиях у ребенка возникает и развивается способность быть самим собой и строить собственную жизнь по своему желанию, и имен­но такое поведение матери формирует у него систему самоконтроля, саморегуляции и разумной самодисциплины. Воспитание как способ управления ребенком превращается в самовоспитание, в самосовер­шенствование.

Ситуация. Мамы, заботящиеся о физическом воспитании своих детей, привели их на физкультурные занятия. Но в обращении их к своим детям можно заметить существенные различия. Одна мама, обращаясь к сыну Саше, сказала: «Можешь ходить без шапки, но когда станет совсем холодно, надень капюшон». А вот мама Славика постоянно твердила: «Отойди от форточки, тебя продует, заболе­ешь», «Ты бледный, не заболел ли?», «Ты у меня слабенький, отдох­ни».

1.В чем принципиальное различие обращений этих мам к своим детям?

Решение. Прежде всего, мамы своими высказываниями программи­руют поведение своих детей. Чаще всего происходит это неосознанно и зависит от тех норм, которые были установлены в семьях, в которых росли мамы.

Мама Саши, опираясь на адекватность ребенка, программирует раз­витие его активности: «Действуй, защищайся сам!». Физическое вос­питание — это не только выполнение физических упражнений, а еще и психологический настрой на здоровый образ жизни, на развитие са­моощущений.

Мама Славика изначально оценивает своего сына как неспособного к самозащите. Она закладывает в его сознание пассивность, слабость: «Ты у меня слабенький — отдохни», «Не заболел ли ты?». Она не на­страивает своего сына на успехи при выполнении физических упраж­нений, которые так необходимы в жизни. А содержание и интонация обращения мамы только предопределяют стиль поведения ее ребенка в будущем и провоцируют вероятность его слабого физического раз­вития.

* * *

Внушение осуществляется легче, если вы постараетесь присоеди­ниться к ребенку. Например, мама должна приравнять себя к ребенку, сделаться похожим на него. Чтобы сделать это, ей следует:

принять ту же позу, движения, жесты, что и ребенок;

попытаться подражать тембру его голоса, скорости произношения слов;

настроить ритм своего дыхания соответственно ритму дыхания ребенка;

взять правую руку ребенка, которому что-то внушают, то есть сделать особый жест, порождающий доверие и симпатию (правая рука связана больше чем на 1/4 с головным мозгом); такой кон­такт равнозначен непосредственно влиянию на сознание и под­сознание, а потому, держа ребенка за руку, маме легко удержи­вать его внимание;

«нарисовать» эмоционально яркие воображаемые картины ре­бенку.

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (17.08.2011)
Просмотров: 2332 | Теги: обучение, подготовка к школе, детский сад, дети дошкольного возраста, семинар в ДОУ, диагностика, педсовет в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru