Задачи:
• выявлять представления родителей о причинах
появления агрессивности и жестокости у сыновей;
• формировать у родителей мотивацию преодоления
агрессивности и жестокости у сыновей;
• обогащать знания родителей о средствах борьбы с
агрессией у мальчиков. Вопросы для обсуждения.
1. Имеет ли место проблема агрессивного поведения
мальчиков в группе? (Из наблюдений воспитателя).
2. Нужна ли агрессивность в современном мире?
3. Причины и происхождение агрессии и жестокости.
4. К чему приводит агрессия?
5. Игра как средство преодоления агрессии и
жестокости.
6. Другие методы и приемы преодоления агрессии и
жестокости. Методика и формы организации. Урок проводится в форме беседы
психолога, обсуждения педагогических ситуаций,
круглого стола по обмену опытом родителями.
Психолог беседует с родителями о причинах
возникновения у мальчиков агрессивности и жестокости, методах и приемах преодоления
агрессии и жестокости.
Далее воспитатель организует обсуждение с родителями
педагогических ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог
или родитель, воспитывая мальчика. Затем организуется круглый стол по обмену
опытом родителями по преодолению агрессивности и жестокости у мальчиков в
семье.
Педагогические ситуации.
№ 1. - Кого ты больше любишь - бабу Аню или бабу Веру?
- ревниво допрашивают четырехлетнего внука то одна бабушка, то другая. Каждой
хочется быть желаннее для своего единственного. Одна задаривает внука
игрушками, другая - сладостями. У малыша уже выработалась привычка заглядывать
пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос:
- А что ты мне принесла?
И не было случая, чтобы он не извлек из сумки
какой-нибудь для себя сюрприз.
Чем больше становился мальчик, тем изощреннее делались
любимому внуку подарки, но уважения к бабушкам все меньше и меньше! Он так дорог
им, что даже дерзкие его выходки вызывают умиление.
- Уходи, бабка, обратно! Я с бабой Аней занят,- бубнит
недовольно внук.
- Надо ж так сказать! Остроумный, откуда что берется!
Необыкновенный ребенок! - рассказывает бабушка своим знакомым и цитирует его
высказывания.
В семье все подчинено интересам ребенка. Он постоянно
слышит: "Это Сереженьке", "Он это любит", "Пока мал, и
побаловать не грех!", "Стоит ли ребенка огорчать?" Разумеется,
слова подкрепляются делами.
- Купили маленькому, хотя и дорого. Но ведь не дороже
детской радости!
- Мы больше не станем есть пирог, он так понравился
нашему внуку, лучше ему оставить.
"Маленький" подрос и пошел в детский сад.
- Пожалуйста, с ним поделикатнее: он не стандартный
ребенок,- это говорит Сережина мама его будущему воспитателю.
- Что Сережа умеет делать самостоятельно? К чему он
приучен? Во что играет? Убирает ли за собой игрушки? - спрашивает воспитатель.
-Мы старались не загружать его. Мал еще...
Сережины мама, папа и обе бабушки убеждены: детство
должно быть безоблачным, а обязанности, даже совсем незначительные, омрачают
его. Они всегда на страже детских прав, о чем не забывают напоминать воспитателю.
- Почему сын не выступал на празднике со стихами, он
знает их так много! Почему в этот раз Сережу не похвалили?
- Сын огорчен: дети не хотят играть с ним. Это правда?
Почему? Заставьте их...
Воспитатель всегда терпеливо отвечает на все вопросы
родителей. Разъясняет. Советует. Иногда просит.
- Приведите, пожалуйста, Сережу завтра пораньше. Он у
нас дежурный.
- Стоит ли? О каких трудовых навыках может идти речь?
Он же совсем маленький, ему пятый год!
"Маленький" растет, готовится к поступлению
в школу. Наконец первое сентября! Ребенок идет первый раз в первый класс!
- Пожалуйста, с ним поделикатнее. Он не стандартный
мальчик. Очень смышленый, развит не по годам,- говорит Сережина мама
учительнице.
Знакомство состоялось...
Время идет. Сережа взрослеет. Он уже в V классе.
Многое, что раньше казалось в его поведении забавным и необыкновенным, теперь
выглядит отталкивающим, возмущает близких.
- Опять в грязных ботинках идешь прямо в комнату.
Бессовестный! Ни капли уважения к труду старших! Большой уже, а за тобой все
еще приходится! убирать, как за маленьким!
- С меня хватит, что я для вас учусь хорошо!
- И в кого он такой? Всю душу в него вкладываем! А
он?!
• Можно ли считать, что любящие родители правильно
готовят Сережу к дальнейшей самостоятельной жизни? Каким мужчиной вырастет
Сережа?
• Как вы полагаете, сформируется ли у Сережи чувство
долга перед родителями?
• Проанализируйте свой опыт отношений с сыном или
дочерью. Как часто вы идете ему на уступки?
№ 2. Мать спрашивает у воспитателя:
- Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был
маленьким -горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши
распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение. А мы всегда очень строги с
сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен
точно выполнить. Никаких уступок!
Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном,
на чем они основаны.
• Почему, по вашему мнению, в описанном случае мальчик
стал непослушным, своенравным?
• Как понимать строгость в воспитании детей?
№ 3. На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5
лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством
всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины,
третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?
- обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно
отвечает:
- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из
дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова с
вопросом обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет
на них! - В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?
- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие
игры его не интересуют,- говорит мать, обращаясь к воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в
игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами,
самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует,
приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.
- А вы не пытались его переключить на другие игры,
более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным
играм, например...
- А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во
что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
• Какое, по вашему мнению, имеет значение в
становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в
них берет на себя ребенок?
• Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое
содержание преобладает в них?
• В чем, по вашему мнению, значение игры для
формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек,
усвоения ими будущих социальных ролей?
Тесты и анкеты для родителей
"Девочки или мальчики?"
(тест для родителей)
Каждый родитель может с помощью этого теста проверить,
насколько его представления об особенностях мальчиков или девочек верны. Родителям
предлагаются только утверждения в колонке "стереотипы", "правильные
ответы" родителям не предлагаются. На утверждения им нужно ответить
"да" или "нет", т.е. согласны они с этим утверждением или
придерживаются другого мнения. Пояснения из колонки "правильные ответы"
дает родителям психолог или воспитатель после обсуждения.
Таблица 9
Стереотипы
|
Правильные ответы
|
Девочки более послушны, чем мальчики
|
В раннем детстве девочки действительно более послушны
|
Девочки лучше относятся к природе
|
Пока не установлено ничего, что давало бы повод
утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и
слабых животных, растениях, разве, что в возрасте 6-9 лет
|
Мальчики лучше могут оценить сложное положение и
мыслят более логически
|
Это не так. Девочки могут решать сложные задачи
(проблемы) не хуже мальчиков
|
Мальчики испытывают большее желание отличиться
|
До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому
иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее
девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем
|
Мальчики более одарены в математике
|
Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от
того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики
проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от предрассудка, то не заметим
большой разницы
|
Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой
они живут, тяжелее переносят боль и страдания
|
Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и
поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более
чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не
больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен
плакать
|
Девочки умеют лучше выразить свои мысли
|
До 10-13 лет разница незначительна, затем, в большинстве
случаев, девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более
четко, чем мальчики
|
У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек -
слуховая
|
Исследования показали, что на протяжении всей жизни
эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то
только индивидуальная и от пола не зависит
|
Мальчики лучше ориентируются в пространстве
|
До наступления половой зрелости - нет, после этого -
мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается
|
Мальчики агрессивнее
|
Мальчики становятся агрессивными только в самом
раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность
|
Девочки менее активны
|
Не установлена разница в активности мальчиков и
девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно (в
драках, например). В тоже время, девочки менее шумливы, но не менее
целенаправленны
|
Девочки более общительны и отдают предпочтение
большой компании, а не узкому кругу друзей
|
Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух
подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более
крупные группы. Это положение сохраняется и тогда, когда они вырастают,
поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм
|
Девочки требуют больше ласки
|
До определенного возраста между мальчиками и девочками
в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют более ласкового
обращения (например, в период новорожденное™, раннего детства)
|
Девочки легче попадают под чужое влияние
|
Напротив, мальчики склонны скорее принимать "на
веру" мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь
ввиду. Девочки обычно придерживаются своего мнения
|
Мальчики более предприимчивы
|
В этом качестве до определенного возраста у мальчиков
и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся
девочки, а в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть
может, сознательно?
|
Девочки более трусливы
|
Девочки не так трусливы на самом деле, как многим
кажется, в действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков,
легче преодолевают свой страх
|
Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности
|
Не больше мальчиков. Девочки лучше
"вооружены" по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют
быстрее приспосабливаться. В большинстве они более самостоятельны
|
Девочки реже соперничают между собой
|
В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все
зависит от личности. Соперничать и "мериться силами" друг с другом
могут и мальчики и девочки, но в поведении это проявляется по-разному
|
Мальчикам более важно заявить о себе,
продемонстрировать свои способности
|
Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и
компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны
|
У мальчиков больше склонности к творческой работе, в
то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом
|
В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У
кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет
значения, но однообразную работу, действительно, девочки делают легче.
|
|