Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 03:26

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

ПЕДСОВЕТ В ДОУ "Психология общения"

От количества и качества общения зависит уровень бу­дущих способностей ребенка, его характер, его даль­нейшая жизнь.

Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различны­ми его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с кото­рыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накоп­ления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внут­реннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивиду­альные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми­рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравствен­но развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребенка име­ют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исклю­чительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через сло­весные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психи­ческое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослы­ми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает:

как средство решения учебно-воспитательных задач;

как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать кон­фликты, строить взаимоотношения друг с другом;

как способ развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками;

как необходимое условие его социально-личностного развития.

Таким образом, общение — это взаимодействие людей, направлен­ное на согласование и объединение усилий с целью достижения обще­го результата (М. И. Лисина).

В общении выделяются пять его основных функций.

Прагматическая

Формирующая

Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

Проявляется в процессе формирования и развития человека

Подтверждающая
Реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя
Организация и поддержание межличностных отношений
Осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых

Внутриличностная

Реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

Три составляющих общения:

общение как коммуникация — обмен информацией и пережива­ниями;

общение как межличностное взаимодействие;

общение как понимание людьми друг друга — взаимовосприятие.

Общение как коммуникация

Коммуникацию между общающимися обеспечивает, во-первых, язык. Общение будет происходить на «одном языке» при том условии, что говорящие вкладывают один и тот же смысл в произносимые слова.

Речевое общение — процесс установления и поддержания целена­правленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.

В структуру речевого общения входят определенные свойства речи и голоса:

диапазон — широкий, узкий;

тональность — высокая, низкая;

интонация — слабая, говорящая о подчиненности человека, по­вышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую нату­ру, и др.;

темп речи — быстрый, средний, замедленный;

модуляция высоты голоса — плавная, резкая;

ритм — равномерный, прерывистый;

тембр — раскатистый, хриплый, скрипучий.

Наиболее привлекательной при общении является речь плавная, спокойная и размеренная.

Речевое общение, поддержанное словами, жестами, мими­кой собеседника (диалог), происходит намного легче по сравнению с не поддержанным этими средствами (монолог).

Большое внимание должно быть уделено свойствам речи и голоса, таким как тональность, тембр, темп, дикция и т. д. Ребенок в силу сво­ей впечатлительности, подражательности будет перенимать все нюан­сы голоса уважаемого им взрослого человека. Родителям следует об­ращать внимание на звуковое оформление своей речи: шепот, вздохи, смех и т. д.

На каждом этапе словесного оформления мыслей происходит потеря информации и ее искажение. Масштаб этих потерь определяется:

общим несовершенством человеческой речи; неточностью воплощения мыслей в словесной форме

Факторы, затрудняющие воплощение мыслей в словесной форме

 

Параметры

Процент потери информации

Максимальное воплощение мыслей

Задумано 100 %

Языковой фильтр

Приобрело словесные формы 90 %

Барьер словесных запасов собеседников

Высказано 60 %

Фильтр воображения и желания

Услышано 70 %

Объем запоминания

Понято 60 %

 

Осталось в памяти 24 %


Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окру­жении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.


 

Ситуация. Мама занимается важным делом: читает кулинарную кни­гу, выбирая очередной рецепт. В это время подходит Сережа (3 года) с тем чтобы обсудить свою проблему: как сделать из бумаги кораблик. Мама слушает сына вполуха, пытаясь продолжить свое дело. Время от времени она кивает, что-то говорит ему из вежливости.

Какой барьер общения возник в данной ситуации?

Решение. При таком общении мама лишь смутно представляет себе, о чем говорит Сережа. Образуется один из барьеров общения, когда считается, что можно делать одновременно два дела. На самом деле мама должна сразу же переключиться при обращении к ней сына и все­цело сосредоточить свое внимание только на Сереже.

Ситуация. Мама, разговаривая с сыном Сережей (5 лет), чувствует, что он не все понимает, о чем она говорит.

      Может ли такое случиться?

Решение. Да, может. Существуют, как уже говорилось выше, так называемые барьеры общения. Одной из причин этого может быть то, что логика ребенка отличается от логики взрослых. На вопрос: «Поче­му маленькая лодка не тонет?» — он может ответить: «Потому что она легкая». Поэтому взрослый должен удостовериться, правильно ли ре­бенок понимает те или иные вещи, явления, о которых идет речь в раз­говоре.

* * *

При помощи речи происходит кодирование и декодирование инфор­мации. Говорящий (взрослый) кодирует информацию, а слушающий (ребенок) ее декодирует. Передачу информации можно выразить схе­мой.

Форма и содержание сообщения существенно зависят от личност­ных особенностей самого говорящего (взрослого), его представлений о слушателе (ребенке) и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение.


* * *

Не меньшее значение в коммуникации имеет и общение неречевое (невербальное), осуществляемое с помощью жестов, мимики, пантоми­мики, а также позиции и дистанции общения.


Экспрессия выражается через мимику, пантомимику, интонацию голоса. Экспрессия очень информативна. Даже маленький ребенок хо­рошо воспринимает экспрессивную сторону неречевого общения и при­дает ей подчас решающее значение: «Мама говорит сердитые слова. Но на лице у нее сердиток нет. Значит, она не сердится!».

Ситуация. Мама Миши, женщина эмоциональная, хотя и скажет что-то обидное для сына тоном, не терпящим возражений, но тут же пояснит: «Для тебя же стараюсь». Тем не менее мальчик все равно оби­жается и быстро убегает из комнаты.

Как ребенок реагирует на эмоциональную окраску слова?

Решение. Первое, что слышат дети в словах взрослого, — это эмо­циональную сторону речи, а уже потом они воспринимают значение сказанного. Тон важнее содержания слов, и если он резкий, сердитый, то вывод ребенка всегда однозначен: «Меня не любят, я плохой».

Мимика правой и левой стороны лица немного различается, так как они контролируются разными полушариями мозга. Левое полушарие контро­лирует речь и интеллектуальную деятельность, а правое управляет эмо­циями, воображением, сенсорной деятельностью. Поскольку работа пра­вого полушария отражается на левой стороне лица, то на этой стороне труднее скрыть свои чувства. Об искренности человеческих эмоций обыч­но говорит симметрия в отображении чувств на лице, тогда как чем силь­нее фальшь, тем более разнится мимика его правой и левой половины.

Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливее выражаются на левой стороне лица.

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы инди­вида, читать которые совсем не сложно. Например, усиленная мимика рта или закусывание губ свидетельствуют о беспокойстве, а скривлен­ный в одну сторону рот — о скепсисе (насмешке).

Улыбка на лице, как правило, отражает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины обычно показывает, что он в данной си­туации владеет собой. Женская же улыбка, как правило, значительно правдивее и чаще соответствует фактическому настроению.

Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желатель­но не слишком полагаться на их стандартное толкование. Так, чрезмерная улыбчивость сигнализирует о потребности в одобрении, кривая улыб­ка — это знак контролируемой нервозности, улыбка при приподнятых бровях говорит о готовности подчиниться, а при опущенных — свиде­тельствует об ощущении превосходства.

Когда люди слушают, они склонны к зрительному контакту. Обычно человек отводит глаза, когда он задает вопросы, от которых чувствует неудобство, ощущает свою вину. С другой стороны, когда человек аг­рессивен, озлоблен или защищается, контакты глаз резко возрастают. Людей обычно выдают:

какие-либо изменения в выражении глаз — при возникновении некой эмоции;

непроизвольные движения глаз — при появлении тревоги, сты­да, страха;

остекленевший взгляд — при возникновении слабости;

сумбурные движения зрачков — знак опьянения;

усиленные моргания век — при возбуждении и обмане;

увеличение зрачков — при ощущении интереса или получении удовольствия, например после употребления наркотиков;

сужение зрачков — при накатывании раздражения, злобы, нена­висти, других отрицательных эмоций (такой эффект наблюдается в том числе и после употребления лекарств или тех же наркоти­ков).

Люди предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, с кем у них близкие отношения. Они смотрят, когда слушают, а не когда говорят.

Во время беседы следует обратить внимание на реакцию слушающе­го. Можно заметить следующие характерные признаки:

отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;

переведение взгляда на окружающие предметы — падение интере­са к беседе, излишне длинный монолог;

настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки при этом суже­ны) — отсутствие согласия, недоверие;

глаза отводятся в сторону или опущены вниз — стыд, обман;

взгляд сбоку — недоверие;

взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согла­сия, недоверие.

Язык взгляда способен сказать об истинных чувствах собеседника, его правдивости или ложности.

Важными показателями невербального поведения человека являют­ся его интонация голоса и особенности лексики. Например, низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексу­альностью и умением убеждать других людей.

Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии индивида, его переживаниях, отношении к событиям, самочувствии, а нередко и о темпераменте, чертах характера.

Уловить эмоции индивида позволяет тон его голоса. Например, в зависимости от состояния у человека несколько меняется голосовой тембр. Очень высокий голос является показателем энтузиазма, радо­сти или недоверия; высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты, отражает гнев и страх; чрезмерно высокий, пронзительный свидетельствует о беспокойстве; мягкий и приглушенный, с понижен­ной интонацией к концу каждой фразы выражает горе, печаль или усталость.

Более всего о внутреннем психоэмоциональном состоянии индивида может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логи­ческие ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы.

Физиологические реакции индивида обычно плохо поддаются кон­тролю и поэтому весьма информативны:

покраснение лица отражает стыд или гнев;

побелевшее лицо показывает страх или является признаком ви­новности;

усиленное биение пульса на венах рук или артериях шеи предо­пределяется тревогой, страхом, стыдом или обманом;

быстрое поверхностное дыхание указывает на внутреннее напря­жение;

короткое дыхание через нос — на злость;

пересыхание рта (проявляется в глотании, облизывании губ, жа­жде и т. д.) свидетельствует о страхе, обмане;

внезапный оскал — признак ярости, агрессивности;

тремор рук говорит о напряжении, страхе, обмане;

испарина, пот отражают гнев, смущение, нервозность, обман.

Ситуация. В эксперименте детям 6—8 лет показывали картинки и просили назвать изображенные на них предметы. При этом одной группе детей разрешали жестикулировать, а другой — запрещали.

2 Предположите, у какой группы детей результаты будут выше?

Решение. Когда руки были свободны для жестикуляции, школьник чаще давал правильные ответы и быстрее подбирал нужное слово. Жес­тикуляция помогает детям думать, говорить и учиться.

Ограничивая движения ребенка, мы сковываем не толь­ко его руки, но и мышление.

Пантомимика также имеет огромное значение при общении. По тому, как сидит или стоит человек, по его жестам и движениям можно опре­делить его эмоциональные переживания, а жест и мимика несут 40 % информации.

Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания, выразить эмоциональное отношение говорящего к высказываемым мыслям.

Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Неумеренная жестикуляция утомляет слушателя и вызывает его раздражение.

Подобно словам-паразитам (типа «так сказать», «значит» и т. д.) су­ществуют жесты-сорняки, которые отвлекают собеседника от воспри­ятия речи.

Нежелательно в процессе беседы:

встряхивать головой;

бесконечно поправлять прическу, очки;

почесывать затылок;

теребить пуговицу и т. п.

Чрезмерное употребление жестов ведет к потере выразительности речи. Движения рук, как и всего тела, в общении должны быть мотиви­рованными, естественно порождаться излагаемой мыслью и выражае­мыми чувствами. Для правильного использования жестов в процессе разговора необходима тренировка. Ниже предлагаются задания для практической отработки соответствующих навыков.

Ситуация. В формирующийся образ личности и партнера по обще­нию включаются многие признаки. Например, часто говорится, что люди с большим ртом — обычно шутники и насмешники, люди с близ­ко посаженными друг к другу глазами властолюбивы, а если у челове­ка тонкие бесчувственные губы, то это указывает на его скрытность.

Есть ли жесткие связи физического облика человека с чертами его характера?

Решение. Исследования показывают, что жесткой связи между эти­ми признаками нет. Но тем не менее тонкая наблюдательность и па­мять на лица очень важны для человека, особенно если учитывается большая совокупность разных признаков. Очевидно, что наиболее ин­формативной в выразительном поведении является экспрессия чело­веческого лица.

* * *

Д. У. Джонсон определил невербальные сигналы, которые выража­ют теплоту и холодность.


Ниже приводятся задания на тренировку неречевого общения.

Задание (на развитие коммуникативности внимания). Понаблюдай­те с сыном (дочерью) за беседой двух незнакомых на улице. Постарай­тесь определить:

кто является лидером в данном диалоге;

естественно ли ведут себя собеседники;

назревает ли конфликт;

кто простится первым и уйдет.

Задание (на развитие визуального контакта). Понаблюдайте и поста­райтесь понять, почему некто в данный момент поднял глаза на другого человека или почему один отвел свой взгляд от глаз другого. Объясните, что обозначает тот или иной взгляд, выражение лица, показанный жест.

Задание (на развитие коммуникативной наблюдательности и невер­бальных умений). Включите телевизор и отключите звук.

Попытайтесь по позам, жестам, мимике героев общения уга­дать эмоциональный настрой, содержание действий и суть раз­говора.

Постарайтесь понять, кто лидирует в диалоге, а кто «обороняется».

Определите психические качества героев: их эмоциональность, темперамент, волю, свойства ума.

Задание (на развитие мимики, выполняется перед зеркалом).

Усвойте особенности своей мимики, обозначая наиболее простые эмоции: восторг, гнев, удивление.

Проведите активную гимнастику перед зеркалом, напрягая и рас­слабляя соответствующие мышцы и фиксируя их напряжение в памяти мышц.

С помощью мимики, жестов отобразите простые ситуации: разго­вор шепотом, рассматривание объекта в бинокль, написание за­писки и т. п.

Обычно в ежедневном акте коммуникации человека слова составля­ют 7 %, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — 55%.

Таким образом, добиться более совершенного общения можно при владении всем арсеналом речевого и особенно неречевого общения.

Чтобы осуществить принцип «не рядом и не над, а вместе» личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком, надо учиты­вать следующие понятия: позиция, дистанция и пространство обще­ния.

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (17.08.2011)
Просмотров: 5524 | Теги: педсовет в детском саду, диагностика, семинар в ДОУ, дети дошкольного возраста, детский сад, подготовка к школе, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru