Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 07:40

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКОМ"

Позиция общения — это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот кон­такт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, — вниз, вслед­ствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же кар­тину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходя­щие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некото­рое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздраже­ние. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок — как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-раз­ному, и передать свои чувства друг другу они практически не мо­гут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установле­нию наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психоло­гическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значи­мым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необ­ходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися. В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки. Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок») послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и нахо­диться в позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной не­погрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и по­этому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, пред­писание собеседника ребенок выполнять не будет.

* * *

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ре­бенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комна­те, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент те­левизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услы­шать.

Задание. Понаблюдайте и выясните:

какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;

какая позиция преобладает в вашем профессиональном обще­нии:

 с родителями воспитанников;

с коллегами;

3)      как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше обще­ние с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной мо­дели.

Дистанция общения — это субъективный пространственный крите­рий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это рас­стояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их пси­хологических особенностей и национальных стандартов поведения. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

Если дистанция слишком велика, то взаимодействие затрудняется. Например, руководитель предприятия пригласил вас в кабинет, и вы сели в другом конце комнаты. Сможете ли вы обсудить интересующий вас вопрос, не приближаясь к руководителю? Вряд ли.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ре­бенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более — в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несво­боды, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в от­ношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;

у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимо­действия;

каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми.

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же вре­мя находить необходимый контакт с вами. Именно воспитатель ответ­ствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя. В случае верного вы­бора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в дело­вом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Аме­рики.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а северо­американцы все время отодвигались от собеседников. Североамерикан­цы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

С чем в действительности связано различие в поведении латиноамериканцев и жителей США?

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дис­танция в общении.

ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ (соедините стрелочками)

КОРОТКАЯ 


СРЕДНЯЯ


ДЛИННАЯ


Теряется свобода личности.

Возникает психологическая напряженность

Оптимальное состояние

Затрудняется взаимопонимание


Должны быть обеспечены одновременно

И КОНТАКТ, И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

Важно правильно определить дистанцию общения!

Имейте в виду, что оптимальная дистанция может быть разной:

для разных детей;

для разных ситуаций общения;

для разных видов деятельности.

Дистанция может быть:

интимная (15-45 см);

личная (46-120 см);

социальная (120-360 см);

общественная (более 360 см).

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового?

Сын. Нормально. Ничего.

Мать. Поел?

Сын. Да.

Мать. Уроки выучил?

Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При та­ком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

Задание. Подумайте и определите:

♦ какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;

  где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;

где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воро­бья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла — очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым. А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к бо­лее близкому контакту и в межличностном общении. При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчи­ку для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малы­шу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции об­щения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться». Он готов исполнять все, что попросит вос­питательница. Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила:

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны осо­бые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Решение. Этого ребенка неверно считать подлизой. Он просто ну­ждается в более короткой дистанции общения.

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно-ори­ентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в дан­ном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каж­дому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интерес­ным для каждого из взаимодействующих.

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали соб­ственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к гово­рящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);

как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с дру­гими детьми и вами;

какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);

как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придет­ся ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодей­ствия.

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (17.08.2011)
Просмотров: 4614 | Теги: педсовет в детском саду, дети дошкольного возраста, семинар в ДОУ, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru