Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 29.04.2024, 04:07

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Общение малышей со сверстниками"

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем луч­ше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обще­ству. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками суще­ственно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослу­живцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

 Правильно организованное общение:

обогащает детей впечатлениями;

является источником разнообразных эмоций;

учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

помогает преодолеть робость;

способствует становлению личности;

формирует представление о другом человеке — ровеснике;

начинает развивать способность понимать других людей;

подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лиси­ной выделены несколько его этапов.

Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подра­жании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные сред­ства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные дви­жения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них прак­тически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года прак­тически все дети способны к сотрудничеству.

Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдает­ся расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудниче­ство, начинают проявляться конкурентное начало и соревнователь­ность.

Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится воз­можным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.

В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вра­щается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстни­ками во многом определена отношением со стороны учителя.

В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко воз­растает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.

Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (спо­собностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью, личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуаль­ности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенден­ций и является условием и проявлением способности человека к лично­му росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже.

Общаясь на равных, дети:

стремятся заинтересовать собой;

изобретают разные способы привлечения к себе внимания;

демонстрируют друг другу свои умения;

чутко отзываются на любое действие сверстника;

стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором ма­лыш видит свое отражение.

Поэтому общение является мощным средством развития самосозна­ния и формирования правильного представления о себе.

Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.       Что же произошло?

Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.

С какого момента надо учить детей общаться?

Обычно это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интерес­ному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.

Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?

Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хо­рошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в кон­такт.

Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:

на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообра­зие, на сосредоточенность ребенка на игре;

на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на харак­тер этой реакции;

       исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;

       обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.

Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в обще­нии со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.

Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверст­ника, его лицо, фигуру, действия и т. д.

Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявле­ние удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребе­нок сосредоточен на том, что делает сверстник.

Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему дейст­вия, чувствительность к инициативе сверстника.

Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:

из-за игрушек;

из-за желания сесть ближе к воспитательнице;

из-за чего-то другого.

Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?

Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявлять­ся интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно со­вмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объек­там. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.

Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом.      Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)? Дайте психологическое обоснование своему ответу. Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку иг­рушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоот­ношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.

Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой де­тям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экра­не появлялась улыбающаяся женщина, потом — игрушки, животные, а в заключение — лицо смеющегося маленького ребенка.

Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок. Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?

Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улы­баются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрос­лый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и иг­рушки всегда вызывают у него живой интерес.

Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.

Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жа­луются друг на друга.

Каковы возможные причины ссор?

Определите предполагаемую тактику поведения взрослого. Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:

дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с дру­гом;

они не умеют выразить свое состояние словами;

они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои по­требности.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Располо­жить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры со­вместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует при­влечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и дей­ствиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.

Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.

Объясните возможные причины подобного поведения, допол­нив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.

Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу при­чин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.

Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского про­изношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа — каша» или распевать: «Шла Саша по шос­се и сосала сушку!».

Правильны ли действия родителей?

Решение. «Это абсолютно неправильно!» — предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:

если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» — «В»);

когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появля­ется, но пропадает в сочетании с другими согласными;

если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;

если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).

Следует обратиться к логопеду, если малыш:

высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;

неправильно произносит многие звуки.

Если ваш малыш не справляется со свистящими звуками «С», «З», «Ц», то можно воспользоваться уроком логопеда Л. Г. Киктенко, опуб­ликованном в журнале «Здоровье»1.

 

1   Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здо­ровье, 1999. — № 10. — С. 75.

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (31.08.2011)
Просмотров: 4715 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru