Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 09:26

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: "Особенности общения в младенческом возрасте"

Общение — это взаимодействие людей, направлен­ное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Существование ребенка в языковой среде наделяет его активность специфическими человеческими особенностями.

Освоение речи в раннем детстве резко изменяет от­ношения ребенка с окружающим миром.

Общение можно определить как взаимодействие двух или более лю­дей по поводу обмена между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это основное условие развития че­ловека как личности.

Для нормального общения, по М. И. Лисиной, должны соблюдаться четыре правила:

Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Например, во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику, проявлять внима­ние к его словам и деятельности.

Общение — это эмоциональное отношение к другому.

Общение — это инициативные акты, направленные на привлече­ние внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес дру­гого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

Общение — это чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. В результате изменяется ак­тивность под влиянием отношения партнера.

Общение всегда имеет свое содержание, которое связывает людей. Это может быть совместная деятельность, направленная на достиже­нии результата, общая тема для разговора или обмен мнений по поводу какого-либо события.

Ситуация. Главное в общении заключается в том, чтобы предмет об­щения (его содержание) был общим для тех, кто в этом процессе уча­ствует.

Всегда ли предмет общения и его содержание совпадают уре­бенка и взрослого?

Решение. Часто взрослые говорят об одном, а ребенок воспринима­ет другое, и поэтому появляется недопонимание. Задача воспитателя, родителей как раз и состоит в том, чтобы создать общность в осознании смысла разговора, то есть взрослому нужно понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение.

*       * *

М. И. Лисина отмечает, что не любое взаимодействие может быть названо общением, а только такое, в котором присутствуют следующие признаки:

внимание и интерес к другому человеку;

эмоциональная вовлеченность во взаимодействие;

наличие инициативы, привлечения партнера к себе;

чувствительность к отношению со стороны партнера.

Эти признаки реализуются по-разному в зависимости от возрастно­го контекста и возможностей людей. Общение как фактор развития ребенка обязательно должно быть эмоционально-позитивным, потому что первоначальные привязанности, устанавливающиеся у ребенка на основе импринтинга, во многом определяют в дальнейшем его социаль­ную жизнь.

Общение продолжает совершенствоваться и во взрослом возрасте. В то же время у достаточно взрослых людей мы можем встретить пси­хологически незрелые формы общения, которые порождают различные конфликты и кризисы.

*       * *

С. К. Нартова-Бочавер и А. В. Потапова выделяют следующие осо­бенности развития общения:

1) от объектности — к субъектности: ребенок как партнер по обще­нию рассматривается в качестве личности, а не в качестве объек­та манипулирования, удовлетворения собственных потребностей взрослого; в этом случае ребенок проявляет инициативу, стано­вится активным в общении;

от монологичности — к диалогичности: человек начинает ориен­тироваться на обратную связь, получаемую от партнера по обще­нию, то есть приобретает социальную чувствительность;

от импульсивности — к рефлексивности: человек учится контро­лировать свои непосредственные побуждения, подвергая их цен­зуре сознания, вследствие чего общение становится менее спонтан­ным, но более нормализованным, что особенно важно для периода детства; возрастает роль сознания в общении;

от «вертикальных» отношений — к «горизонтальным»: по мере взросления человека все большее место начинают занимать кон­такты с равными по статусу, в отличие от детства, когда роль свер­стников относительно невелика;

от ситуативного — к личностному: общение выходит за рамки наличной ситуации, в результате чего оно может происходить во внутреннем плане и становиться избирательным, то есть не по­требности и ситуация, а внутреннее стремление определяет пред­почтение партнера.

В практической диагностике общения ребенка обычно учитывают две его стороны — активность и чувствительность к партнеру, в пси­хотерапии обращают внимание и на другие критерии его развития (Е. О. Смирнова).

* * *

Общение ребенка с внешним миром начинается очень рано. Еще до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать инфор­мацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения по­ложения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слу­ха — в 14. То есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощу­щает то, что чувствует его мать, слышит голос отца и различает их на­строение (Г. Филиппова).

Ситуация. Подруги Аня и Надя вмести росли, учились, мечтали о де­тях. Почти одновременно забеременели, но Аня была замужем, а Надю оставил ее «друг».

Аня и ее муж часто размышляли о том, кто родится — мальчик или девочка, каким будет их ребенок. Женщина обсуждала предстоящее его рождение с подругами, со своей мамой, которая показывала ей свои детские фотографии, рассказывала о первых годах жизни Ани. В сознании будущей мамы возникал и формировался образ ее буду­щего ребенка.

Надя в это время переживала разрыв со своим женихом и потому рождение будущего ребенка воспринимала только как обузу. В конце концов она вынуждена была оставить ребенка лишь под давлением обстоятельств (по медицинским показаниям нельзя было сделать аборт).

Каким образом на Аню и Надю повлияет психологический «проект» будущего ребенка, как это отразится на общении женщин со своими детьми после их рождения?

Решение. Исследования показывают, что задолго до рождения ре­бенка у матери складывается определенное к нему отношение: либо она любит его и желает, чтобы он родился, как видно на примере Ани, либо воспринимает его рождение как обузу (пример с Надей).

«Психологический проект» ребенка заранее формируется ожида­ниями матери. Своим отношением она уже предопределяет, что ре­бенок будет обладать определенными чертами личности, характера и способностями. И после его рождения мать, может быть и бессоз­нательно, начинает общаться с ним в соответствии с этим проек­том.

Ситуация. Э. Фромм в своей книге «Человеческая Ситуация» (1998 г.) отмечает, что на процесс повседневного ухода за ребенком и на общение с ним мать как бы переносит проект своих ожиданий.

В каких формах происходит передача этого проекта от ма­тери к ребенку?

Решение. Проект ожиданий передается как через оценочное отно­шение к ребенку по поводу того, что он сделал или не сделал, так и по­средством взглядов, прикосновений и интонации голоса матери. Ино­гда родители производят такую передачу целенаправленно, но все же чаще это происходит неосознанно.

* * *

М. И. Лисина выделила различные формы общения, каждая из кото­рых описывается по пяти параметрам:

время появления в онтогенезе;

место в системе общей жизнедеятельности;

содержание удовлетворяемой общением потребности;

ведущие мотивы;

основные средства.

Ведущими мотивами являются познавательные, деловые и личност­ные. Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впе­чатлениям, деловые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональ­ной потребности в общении именно с данным конкретным взрос­лым.

Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть:

экспрессивно-мимическими;

предметно-действенными;

речевыми.

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами.

Непосредственно эмоциональное (до 6 месяцев): доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мо­тивы ослабевают.

Ситуативно-деловое (6 месяцев — 2 года): преобладает потреб­ность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу по­мощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него — средство овладения предметным миром. В этот период формируется речь.

Внеситуативно-познавательное (3-5 лет). Его содержание вы­ходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью. Для тако­го общения характерными признаками являются хорошее владе­ние речью и любознательность.

Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны сов­падения взглядов, разделение мнений. Для этого общения харак­терны развитая потребность в сопереживании и понимании, на­личие личностных мотивов и умение пользоваться речевыми средствами. Значение внеситуативно-личностного общения со­стоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.

Категория: ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin (02.09.2011)
Просмотров: 3655 | Теги: педсовет в детском саду, диагностика, семинар в ДОУ, дети дошкольного возраста, детский сад, подготовка к школе, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru