1.
Целенаправленность и конкретность образовательных задач.
Цель
и задачи должны быть направлены на развитие конкретных свойств и качеств
личности, соответствовать возрасту детей, быть реалистичными и достижимыми для
всех детей данной возрастной группы (ориентированы на зону ближайшего развития
ребенка.).
2.
Оптимальное сочетание обучающих задач и организации деятельности детей.
Содержание
планирования образовательной работы (специально организованной деятельности,
видов детской деятельности) должно
соответствовать реальным задачам и целям, возрастным и индивидуальным
особенностям детей; должно быть направлено на решение конкретных задач.
3.Сочетание
перспективности и актуальности
намеченных направлений работы.
Содержание
специально организованной деятельности (занятия), видов детской деятельности
(общение, познавательно-практическая, игровая, художественная, элементарная
трудовая) должно быть ориентировано на уровень
актуального развития (уже имеющиеся особенности психических функций) и «зону ближайшего развития» (то, что
ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого) воспитанников.
Педагог, с одной стороны, не должен предъявлять к своим воспитанникам чрезмерно
высоких требований (не соответствующих «зоне ближайшего развития»), а с другой
стороны, следует ориентироваться на его ближайшие возможности и, не занижая их,
вести вперед.
4.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При
планировании следует учитывать интересы и потребности, способности детей
конкретной группы, особенности самого «детского общества».
При
подборе методов обучения, содержания, материала для занятий педагогу следует
учитывать:
индивидуальный стиль обучения. Стиль обучения определяется типом восприятия,
свойственным конкретному ребенку – одни усваивают материал, видя его перед
собой (зрительный тип); другие усваивают
информацию на слух (визуальный стиль); для третьих успешное обучение
предпочтительнее движение, осязание (кинестетический стиль); для некоторых
свойственен комбинированный подход, использование разных типов восприятия для
усвоения материала;
индивидуально-типологические особенности
воспитанников (учет типа
темперамента);
гендерные особенности воспитанников;
специфические особенности «левшей».
5.
Обеспечение комплексного характера планирования.
Цель
планирования образовательной работы достигается при условии комплексного
решения триединых задач: обучающей, развивающей, воспитывающей.
6.
Единство педагогического руководства и активности воспитанников.
Тщательно
продумывать формы и способы организации детей, методы и приемы их активизации,
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Постоянно проводить
оценку эффективности использования тех или иных приемов и методов в работе с
детьми, отмечать интерес детей, их активность, ответные реакции, на основании
чего своевременно оказывать помощь каждому ребенку.
Систематичность
и последовательность.
Планирование
образовательной работы с детьми должно строиться на определенных принципах
(природосообразности, повторности с усложнением, вариативности, связи всех
видов деятельности), что дает возможность воспитателю осуществлять
систематическое и последовательное воздействие на детей через разные виды
организованной деятельности. Учитывая достижения дошкольников в организованной
и самостоятельной деятельности, постепенно подводить детей к освоению более
сложного содержания, новых способов действий.
Стабильность
и гибкость.
Обеспечивать
необходимую гибкость при проведении конкретной плановой работы. Корректировать
содержание планируемой работы в соответствии с интересами детей, изменениями,
происходящими с ними, возникновением объективных и субъективных причин.
9. Преемственность.
При
планировании исходить из результатов анализа проводимой ранее образовательной
работы. Преемственность между воспитателями и другими специалистами д/у
осуществляется в процессе планирования совместных мероприятий, индивидуальной
работы с детьми, разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
10. Реальность выполнения.
Планирование
образовательной работы строится таким образом, чтобы дети чувствовали свою
компетентность, получали удовольствие от образовательного процесса, успешно
решали поставленные перед ними задачи как с помощью взрослых, так и в
самостоятельной деятельности. |