Компетентность — качество личности, которое отождествляется не только со знаниями, умениями и навыками. Компетентность представляет собой личностную характеристику, предполагающую, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию, но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений. Компетентность — качество, которым обладает ребенок уже к концу дошкольного периода развития. Творческие способности (креативность) — категория, подразумевающая не набор каких-то специальных способностей, которые в этом возрасте могут еще не проявиться, а лишь общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия. В этом отношении творческие способности, безусловно, соприкасаются с такой качественной характеристикой ребенка, как любознательность. Любознательность (исследовательский интерес) — качество личности, свойственное ребенку дошкольного возраста. Недаром детей называют «почемучками». Как показывают современные исследования, это естественное свойство детей. В то же время именно любознательность лежит в основе общей познавательной активности человека. Развитие мыслящего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исход ную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим объектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Постоянная готовность педагогов в дошкольных учреждениях давать детям информацию, опережая желание ребенка получить ее, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов. Развитие любознательности, несмотря на природную естественность этого детского свойства личности, требует сложных, отточенных педагогических технологий и тонкого понимания психологии этого возраста. Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость) характеризует те черты личности, которые обеспечивают ей наибольшие потенциальные возможности с точки зрения перспективы развития. Психологи утверждают, что очень важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был активным участником — субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности. Если педагог постоянно стремится показать ребенку, как надо что-то сделать, то в этой деятельности главный субъект — педагог, ребенок в ней не свободен и ничего не определяет. В конце концов ребенок приучается действовать только по подсказке, не может принять самостоятельное решение, перестает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способности проявлять инициативу. Свобода и независимость ребенка являются необходимыми условиями его развития как личности. Разумеется, под независимостью и свободой понимается личная свобода человека, которая, естественно, ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым является воспитание у него толерантности к мнениям, суждениям и оценкам других людей. Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я» (базовое доверие, чувство защищенности). Коммуникативность, связанная с социальными навыками ребенка, объединена со сферой развития у ребенка образа «Я», представления о себе. Ребенку жизненно необходимо чувствовать позитивное отношение к нему со стороны окружающих (особенно близких взрослых). Это позитивное отношение рождает у него положительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходимым для развития. Это самоощущение рождается очень рано, еще в младенческом возрасте, и называется чувством базового доверия. Э. Эриксон утверждает, что возникающее на первом году жизни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального развития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприятные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить. Ответственность — качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять инициативу, отнюдь не всегда понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. В развитых формах это чувство ответственности за себя как субъекта, разумеется, может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются уже к концу дошкольного детства и нуждаются в помощи педагога. Частой педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности и дисциплинированности. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплинированность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, но очень добросовестному и исполнительному. Однако именно ответственность, а не дисциплинированность — основа осознания человеком себя как свободной личности. Произвольность — является качеством личности, дополняющим чувство ответственности в дошкольном возрасте и обеспечивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности. Произвольность в отечественной психологии рассматривается как следствие способности человека к соподчинению мотивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже существует в виде фундаментальной способности ребенка к принятию правил. К концу дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно, чтобы заниматься с ребенком как субъектом учебной деятельности.
|