Практика показывает, что достижение коррекционного
эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе
не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша.
Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Представление о том, что для воспитания нужны
специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части
современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на
интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет
прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует
необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые
следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное
воспитание. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными
ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как живется («так
жили родители и прародители, и ничего, выжили»).
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими
родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание
медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему
ребенку и т.п.).
Родительство — очень важная часть самореализации
взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть,
если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой
ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать,
а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот
усилить социальное сиротство своих детей и внуков — сможет. Родителей тоже надо
формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта.
Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта,
чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современные родители — это родители, воспитанные
поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а
не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.
Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского
(материнского, в частности) поведения. Если у ребенка мама «двоечница» (не
умеет общаться с ребенком, не понимает его нужд, сосредоточена на том, как
должно быть, и проч.), то ребенок «трудный» в первую очередь потому, что она
глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребенком и родителем
складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения,
эмоционально отвергающие, жестко-агрессивные и др.).
Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей
Исследования показывают, что родителями дошкольников
бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей
до 30 лет, однако и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет
психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их
родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного
возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию, трудности
взаимодействия.
Психологическая особенность поздней юности (возраст
18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и
непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя
напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого.
Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет
от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек
не научился справляться, «выстрелит» в него самого же на более поздних стадиях
развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.
Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается
необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему
трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней
молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к
самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и
своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и
независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся
принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и
делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся
ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая
ответственность с них снимается.
Еще одна проблема — удлинение периода детства: нередко
молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго
остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными
самостоятельно, а полученными от родителей, может породить инфантилизм и
иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и
силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской
роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди (по незнанию
противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать
партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).
Центральный психологический момент в ранней зрелости
(25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим
человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и
воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у
него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире
он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны
именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один
воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным,
неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с
окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за
полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами,
накопившихся усталости и отчаяния.
Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время
переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают
кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни
уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто и что в
действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко
начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных
когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их
достиг, все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни
определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и
действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может
оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь
и считать, что «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть». Внутренняя драма
обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед
неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении «успеть» и начать
жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре
развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого
сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.
Центральная тема средней зрелости — желание повлиять
на следующее поколение через собственных детей, через практический или
теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый
продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть
полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг,
заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека
счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка,
которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой
жизни, которой не удалось пожить самому («я всегда хотел рисовать, но меня не
водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы
ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни.
Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным
только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о
внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное
положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые,
человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает
это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.
Весь
период взрослости — это освоение экзистенциальных социальных ролей — роли
Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только
женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец
мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и
как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать — это мать,
уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не
притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают
исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене,
а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни
при чем. Часто она — отговорка, выражение психологической беспомощности,
бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг
на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть
родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.
|