Формы работы могут быть самыми разнообразными, они
зависят от возможностей детского сада, творческого уровня коллектива, методического
обеспечения.
Мы предлагаем следующие примерные темы и формы работы.
1. Творческая работа «Современная семья — какая она?».
2. Педагогический совет «Роль наблюдения в работе
педагога. Виды наблюдений».
3. Консультация «Директивы в воспитании детей. Их
психологическое значение».
4. Консультация «Воспитание ребенка с проблемами
развития в семье».
5. Консультация «Как помочь ребенку избавиться от
страхов и обрести уверенность в себе».
6. Круглый стол «Родители и педагогический коллектив:
методология взаимодействия».
7. Проблемный семинар «Семья как система.
Эмоциональное благополучие семьи».
8. Консультация «Психологический анализ результатов
стандартизированного наблюдения стилей детско-родительских отношений,
проведенный воспитателями».
9. Тренинговый семинар «Воспитание толерантности
средствами диалогической речи».
10. Консультация «Подготовка и проведение опроса
родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи».
11. Тренинговый семинар «Позиция воспитателя во
взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности».
12. Консультация «Методы семейной диагностики в
повседневной работе воспитателя».
13. Семинар «Место ребенка в семье и жизни родителей».
14. Лекция «Нарушения семейного воспитания — причины
нарушения поведения у детей».
15. Консультация «Семья глазами ребенка».
Ниже представлены планы-конспекты лекций и занятий
психолога со специалистами детского сада, работающими с детьми и семьей.
Современная семья — какая она?
Цели: провести срез представлений педагогического
персонала коррекционного дошкольного учреждения о современной семье; проанализировать
идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Присутствуют: заведующая детским садом, старший
методист, педагог дополнительного образования, психолог, логопеды, воспитатели,
педагог-экспериментатор.
Форма проведения: работа в микрогруппах.
Метод: позаимствован из раздела качественных методов
социальной психологии. Метод коллажа.
Время проведения: 35—45 минут.
Материалы: иллюстрированные журналы, клей, ножницы, бумага
большого формата — основа для коллажа, на каждую группу.
Процедура:
с помощью любого задания (например, шутливого жребия: «Кто родился осенью,
встаньте сюда», «Кто родился летом, подойдите к столу» или «Все, у кого имя
начинается на А, Н и Т, соберитесь около стенда, а те, чьи имена начинаются на
О, Л и Ю, подойдите к стеллажу» и т.п.) коллектив разбить на 3— 4 подгруппы.
Каждой группе вручить набор журналов, бумагу для основы коллажа, клей и ножницы
и попросить изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых
иллюстраций. Через 20—25 минут самостоятельной работы каждая группа педагогов
рассказывает о своем представлении семьи. Ведущий педагогического совета
подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное виденье в
каждой микрогруппе, резюмируя услышанное таким образом, чтобы сложилось
впечатление общего дела, сотрудничества, единства целей. |