В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все остальные институты признаны поддержать и дополнить их
воспитательную деятельность.
Основные принципы при организации работы с семьями в
рамках новой философии:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его
ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности ребенка в семье и в детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и
развитии ребенка.
«Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране
политика превращения воспитания из семейного в общественное». [О.И.Давыдова,
Л.Г. Богословец «Работа с родителями в детском саду» - М: ТЦ Сфера, 2005 г.]
Изучив публикации названных авторов, педагогический
коллектив, состоящий из 10 педагогов на педагогическом Совете решил: внедрить
новую технологию в работу с семьей.
Прошло четыре года, и можно сделать вывод: закончился «Год
семьи», а в дошкольном учреждении наблюдается положительная тенденция во
взаимодействии с семьями воспитанников.
Сделаю небольшое информационное отступление: наше ДОУ
находится на севере Иркутской области в небольшом посёлке на берегу реки Лены, в
котором функционируют два муниципальных дошкольных учреждения. Наше учреждение
расположено в старом деревянном здании, 1960 года постройки и рассчитано на 4
возрастные группы. Социум посёлка ограничен – кроме двух дошкольных учреждений
функционируют: средняя школа, детская библиотека, Дом культуры, Музей боевой и
трудовой славы.
Какие же положительные тенденции наметились в работе
дошкольного учреждения? Мы сохранили детский контингент и, более
того, произвели в декабре месяце запись малышей на целую группу, несмотря на то,
что население в посёлке сократилось наполовину.
Дошкольное учреждение востребовано родителями. Причин
много:
- сделан правильный выбор парциальных программ;
- высокий квалификационный уровень и творческий потенциал
педагогов и, конечно, работа с семьями воспитанников.
С чего начали? Провели родительский опрос: 97,3 % родителей
отдали предпочтение художественно-эстетическому воспитанию детей. Создана
развивающая среда по этому направлению, родители приняли в этом активное
участие. Таким образом, родители были вовлечены в организационные процессы
взаимодействия с педагогами. Далее было ценным показать родителям, как их дети
«вписываются» и в режим ДОУ, и в реализацию программ.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно
иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон и не
ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Для этого в учреждении были созданы специальные условия:
- открытость педагога в какой-либо деятельности, передача
своих радостей, тревог, неудач (важно соблюдать такт и избегать
панибратства);
- вовлечение родителей в образовательный процесс детского
сада:
- проектировали зимние и летние прогулочные участки,
лепили снежные постройки, мастерили игрушки из разных материалов;
- родители сопровождали педагогов с детьми на
экскурсиях в туристических походах);
- подготовка к конкурсам – участие родителей в
практической деятельности.
Провели несколько конкурсов разных уровней:
- «Моя любимая кукла»;
- «Осенний коктейль» (парад мод костюмов, выполненных из
природного и бросового материалов, игрушек и целых сюжетов из овощей);
- «Сказка за сказкой» (семейные работы по изобразительной
деятельности);
- «Ёлочка – живая иголочка (изготовление ёлочек из бросовых
материалов: пластмассовых бутылок, фруктовых обёрток, фантиков, атласных
лент);
- «Ёлочная игрушка»;
и фестивалей:
- «В гостях у дедушки Корнея» (изготовление персонажей по
произведениям К.И. Чуковского – картины из пряжи различной фактуры, картины
из бисера и стекляруса, картины из солёного теста);
- «Неделя театра» (изготовление разных видов театра:
настольный, пальчиковый их разных мануфактур, кукольный; обыгрывание и
открытый просмотр в течение недели).
При планировании работы с родителями педагоги научились
ставить правильно задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской
деятельностью в домашней обстановке: игрой, ручным трудом), научились чётко
соблюдать целевую установку.
В зависимости от цели при решении задач использовать такие
методы и формы:
- индивидуальные или подгрупповые занятия;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- семинары, семинары-практикумы.
Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания
того, что хотят найти родители в общении с педагогом. Поэтому педагогу
необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии,
прежде всего, положительные черты, создать условия для их проявления, привлекать
к ним внимание родителей. Нужно доверие – доверие обоюдное. Педагогом В.А.
Петровским выделено 4 этапа:
1 этап. «Трансляция родителям положительного образа
ребёнка». Беседы с родителями проходят под девизом: «Ваш ребёнок лучше
всех».
2 этап. «Трансляция родителям знаний о ребёнке, которых
они не могли бы получить в семье». Раскрываются успехи ребёнка, показываются
поделки и снова под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».
3 этап. «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в
воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям,
воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4 этап. «Совместное исследование и формирование личности
ребёнка». Завоевавший доверие педагог, только на этом этапе, может давать
советы родителям.
Доверительную методику взаимоотношений должен знать каждый
педагог. Эта методика проработана в нашем дошкольном учреждении на семинарах
«Школы дошкольных наук» еще в 2006 году, поэтому я с уверенностью могу
рекомендовать педагогам ценный материал – «Работа с родителями в ДОУ»,
опубликованный в приложении за 2005 год в журнале «Управление дошкольным
образовательным учреждением».
Кроме методов нового подхода, будет целесообразным назвать
5 функций работы дошкольного учреждения с семьёй, по методике Д.Лешли:
1 функция – должна реализоваться ещё до поступления
ребёнка в дошкольное учреждение. Заинтересованные в развитии своего ребёнка
родители ищут среди дошкольных учреждений то, которое им подходит. С этой целью
в учреждении проводится следующая работа:
- организация экскурсий по дошкольному учреждению
(ознакомление с условиями, режимом работы);
- информация стендовая, которая включает в себя:
- портретную галерею педагогов, несущей информацию об
образовании, стаже, квалификации каждого педагога и специалиста;
- нормативно-правовые документы (Лицензия на право
осуществления образовательной деятельности, Лицензия на осуществление
медицинской деятельности, Свидетельство о государственной аккредитации);
- основную «Программу воспитания и обучения детей в
детском саду» М.А. Васильевой, парциальные программы с указанием задач и
целей: «Синтез» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой,
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой,
«Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петровой, «В мире бального
танца» И.И. Цирковой, «Программа развития муниципального дошкольного
образовательного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию
детей 3-7 лет»;
- информация: рекламный ролик: «Так мы живём»,
трансляция детских театрализованных спектаклей: опера «Гуси – лебеди»,
спектакль «Царевна – лягушка», итоговый концерт районного значения –
«Минута славы» на канале
местного телевидения;
- организация родительского собрания для
неорганизованных детей;
- график работы семейных клубов: «Творческая гостиная»,
«Малыш», «Школа здоровья», «Педагогический университет для пап».
- график работы кружков по дополнительному образованию
(оказание бесплатных услуг): хореографический «Весёлый каблучок»; «До-ми-соль-ка»
(музицирование детей на фортепиано); театрализованный кружок «Колобок»;
экологический кружок «Природознайка»; «Детский дизайн»; «Ступенька за
ступенькой» (степ аэробика).
Для решения 2 функции – психолого-педагогического
просвещения родителей – учреждение организует в рамках нового подхода реализацию
актуальной, а не формальной информации:
- открытые мероприятия для родителей;
- видеозаписи занятий, походов, спектаклей,
- издание журнала « Калейдоскоп» (конкретные ситуации по
воспитанию детей).
Для реализации 3 функции – вовлечения родителей в
совместную с детьми и педагогами деятельность, могу предложить следующие формы,
которые апробированы в учреждении в течение четырёх лет:
- участие родителей в экскурсиях, походах на природу,
утренниках, ремонте и благоустройстве учреждения;
- дежурства родителей в группах;
- проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях);
- участие в работе родительского комитета;
- участие в конкурсах, в оформлении фотовыставок;
-
сбор экспонатов для коллекций и мини-музеев.
4 функция – помощь отдельным семьям в воспитании.
Осуществляем лишь в том случае, если родители просят совета у педагогов в
разрешении той или иной ситуации в воспитании ребёнка. Педагог должен хорошо
разбираться в возрастной и дошкольной педагогике, знать о кризисах в развитии
ребёнка и уметь успокоить родителя. Самое главное: педагог не должен в беседе
использовать назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к
принижению возможностей родителей.
5 функция – взаимодействие с общественными
организациями родителей. Попечительный Совет в учреждении не создан, активно
работаем с родительским комитетом и комиссиями:
- педагогическая комиссия (посещение занятий, участие в
педагогических Советах, участие в экскурсиях, походах, конкурсах,
праздниках, спектаклях);
- хозяйственная комиссия (контроль по охране жизни и
здоровья детей, за организацией питания в учреждении, помощь в подготовке к
праздникам, благоустройстве, ремонте);
- связи с социумом (подготовка к экскурсиям, выездам на
природу, приглашение специалистов (юриста, психолога, врачей) для
организации консультаций педагогам и родителям;
- стенной печати (выпуск стенной газеты «Это всё наше» – 1
раз в квартал, публикации в районной газете «Ленские зори» о работе
дошкольного учреждения).
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с
родителями неоспоримы, удалось избежать тех недостатков, которые присущи старым
формам работы с семьёй. А главное – это эмоциональный настрой педагогов и
родителей на совместную работу по воспитанию детей, считаю, что это самое
главное.
Таким образом, родители берут на себя ответственность за
воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых
и осуществляется данное взаимодействие. |