Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 28.03.2024, 22:17

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Инновационные формы работы с семьей в условиях открытости дошкольного учреждения

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты признаны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и в детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

«Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное». [О.И.Давыдова, Л.Г. Богословец «Работа с родителями в детском саду» - М: ТЦ Сфера, 2005 г.]

Изучив публикации названных авторов, педагогический коллектив, состоящий из 10 педагогов на педагогическом Совете решил: внедрить новую технологию в работу с семьей.

Прошло четыре года, и можно сделать вывод: закончился «Год семьи», а в дошкольном учреждении наблюдается положительная тенденция во взаимодействии с семьями воспитанников.

Сделаю небольшое информационное отступление: наше ДОУ находится на севере Иркутской области в небольшом посёлке на берегу реки Лены, в котором функционируют два муниципальных дошкольных учреждения. Наше учреждение расположено в старом деревянном здании, 1960 года постройки и рассчитано на 4 возрастные группы. Социум посёлка ограничен – кроме двух дошкольных учреждений функционируют: средняя школа, детская библиотека, Дом культуры, Музей боевой и трудовой славы.

Какие же положительные тенденции наметились в работе дошкольного учреждения? Мы сохранили детский контингент и, более того, произвели в декабре месяце запись малышей на целую группу, несмотря на то, что население в посёлке сократилось наполовину.

Дошкольное учреждение востребовано родителями. Причин много:

  • сделан правильный выбор парциальных программ;
  • высокий квалификационный уровень и творческий потенциал педагогов и, конечно, работа с семьями воспитанников.

С чего начали? Провели родительский опрос: 97,3 % родителей отдали предпочтение художественно-эстетическому воспитанию детей. Создана развивающая среда по этому направлению, родители приняли в этом активное участие. Таким образом, родители были вовлечены в организационные процессы взаимодействия с педагогами. Далее было ценным показать родителям, как их дети «вписываются» и в режим ДОУ, и в реализацию программ.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон и не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Для этого в учреждении были созданы специальные условия:

  • открытость педагога в какой-либо деятельности, передача своих радостей, тревог, неудач (важно соблюдать такт и избегать панибратства);
  • вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада:
    • проектировали зимние и летние прогулочные участки, лепили снежные постройки, мастерили игрушки из разных материалов;
    • родители сопровождали педагогов с детьми на экскурсиях в туристических походах);
    • подготовка к конкурсам – участие родителей в практической деятельности.

Провели несколько конкурсов разных уровней:

  • «Моя любимая кукла»;
  • «Осенний коктейль» (парад мод костюмов, выполненных из природного и бросового материалов, игрушек и целых сюжетов из овощей);
  • «Сказка за сказкой» (семейные работы по изобразительной деятельности);
  • «Ёлочка – живая иголочка (изготовление ёлочек из бросовых материалов: пластмассовых бутылок, фруктовых обёрток, фантиков, атласных лент);
  • «Ёлочная игрушка»;

и фестивалей:

  • «В гостях у дедушки Корнея» (изготовление персонажей по произведениям К.И. Чуковского – картины из пряжи различной фактуры, картины из бисера и стекляруса, картины из солёного теста);
  • «Неделя театра» (изготовление разных видов театра: настольный, пальчиковый их разных мануфактур, кукольный; обыгрывание и открытый просмотр в течение недели).

При планировании работы с родителями педагоги научились ставить правильно задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью в домашней обстановке: игрой, ручным трудом), научились чётко соблюдать целевую установку.

В зависимости от цели при решении задач использовать такие методы и формы:

  • индивидуальные или подгрупповые занятия;
  • просмотр родителями занятий и режимных моментов;
  • семинары, семинары-практикумы.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти родители в общении с педагогом. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Нужно доверие – доверие обоюдное. Педагогом В.А. Петровским выделено 4 этапа:

1 этап. «Трансляция родителям положительного образа ребёнка». Беседы с родителями проходят под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».

2 этап. «Трансляция родителям знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Раскрываются успехи ребёнка, показываются поделки и снова под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».

3 этап. «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4 этап. «Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Завоевавший доверие педагог, только на этом этапе, может давать советы родителям.

Доверительную методику взаимоотношений должен знать каждый педагог. Эта методика проработана в нашем дошкольном учреждении на семинарах «Школы дошкольных наук» еще в 2006 году, поэтому я с уверенностью могу рекомендовать педагогам ценный материал – «Работа с родителями в ДОУ», опубликованный в приложении за 2005 год в журнале «Управление дошкольным образовательным учреждением».

Кроме методов нового подхода, будет целесообразным назвать 5 функций работы дошкольного учреждения с семьёй, по методике Д.Лешли:

1 функция – должна реализоваться ещё до поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Заинтересованные в развитии своего ребёнка родители ищут среди дошкольных учреждений то, которое им подходит. С этой целью в учреждении проводится следующая работа:

  • организация экскурсий по дошкольному учреждению (ознакомление с условиями, режимом работы);
  • информация стендовая, которая включает в себя:
    • портретную галерею педагогов, несущей информацию об образовании, стаже, квалификации каждого педагога и специалиста;
    • нормативно-правовые документы (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, Лицензия на осуществление медицинской деятельности, Свидетельство о государственной аккредитации);
    • основную «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, парциальные программы с указанием задач и целей: «Синтез» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петровой, «В мире бального танца» И.И. Цирковой, «Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию детей 3-7 лет»;
    • информация: рекламный ролик: «Так мы живём», трансляция детских театрализованных спектаклей: опера «Гуси – лебеди», спектакль «Царевна – лягушка», итоговый концерт районного значения – «Минута славы» на канале местного телевидения;
    • организация родительского собрания для неорганизованных детей;
    • график работы семейных клубов: «Творческая гостиная», «Малыш», «Школа здоровья», «Педагогический университет для пап».
    • график работы кружков по дополнительному образованию (оказание бесплатных услуг): хореографический «Весёлый каблучок»; «До-ми-соль-ка» (музицирование детей на фортепиано); театрализованный кружок «Колобок»; экологический кружок «Природознайка»; «Детский дизайн»; «Ступенька за ступенькой» (степ аэробика).

Для решения 2 функции – психолого-педагогического просвещения родителей – учреждение организует в рамках нового подхода реализацию актуальной, а не формальной информации:

  • открытые мероприятия для родителей;
  • видеозаписи занятий, походов, спектаклей,
  • издание журнала « Калейдоскоп» (конкретные ситуации по воспитанию детей).

Для реализации 3 функции – вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, могу предложить следующие формы, которые апробированы в учреждении в течение четырёх лет:

  • участие родителей в экскурсиях, походах на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве учреждения;
  • дежурства родителей в группах;
  • проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях);
  • участие в работе родительского комитета;
  • участие в конкурсах, в оформлении фотовыставок;
  • сбор экспонатов для коллекций и мини-музеев.

4 функция – помощь отдельным семьям в воспитании. Осуществляем лишь в том случае, если родители просят совета у педагогов в разрешении той или иной ситуации в воспитании ребёнка. Педагог должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной педагогике, знать о кризисах в развитии ребёнка и уметь успокоить родителя. Самое главное: педагог не должен в беседе использовать назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей.

5 функция – взаимодействие с общественными организациями родителей. Попечительный Совет в учреждении не создан, активно работаем с родительским комитетом и комиссиями:

  • педагогическая комиссия (посещение занятий, участие в педагогических Советах, участие в экскурсиях, походах, конкурсах, праздниках, спектаклях);
  • хозяйственная комиссия (контроль по охране жизни и здоровья детей, за организацией питания в учреждении, помощь в подготовке к праздникам, благоустройстве, ремонте);
  • связи с социумом (подготовка к экскурсиям, выездам на природу, приглашение специалистов (юриста, психолога, врачей) для организации консультаций педагогам и родителям;
  • стенной печати (выпуск стенной газеты «Это всё наше» – 1 раз в квартал, публикации в районной газете «Ленские зори» о работе дошкольного учреждения).

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы, удалось избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй. А главное – это эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, считаю, что это самое главное.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (18.04.2012)
Просмотров: 2519 | Теги: методист ДОУ, дети раннего возраста в детском сад, дети дошкольного возраста, диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru