«Дневничок-здоровячок» неоценим как для совместной работы
воспитателя с ребенком, так и в работе с родителями, и может использоваться в
качестве дополнительного материала при изучении семьи, ее устоев и внутрисемейных
взаимоотношений.
Дав ребенку возможность высказать «тайное», мы помогаем
ему лучше познать себя, осознать свои поступки и их последствия, а кроме того
найти разнообразные решения проблемы и сделать осознанный выбор.
Родители имеют возможность взглянуть на свою семью,
взаимоотношения в ней, и на самих себя глазами ребенка.
Для работы над дневником понадобятся: цветные карандаши,
фломастеры, клей, фотографии, которые дети приносят из дома, шаблоны или
трафареты для рисунков по темам.
«Дневничок-здоровячок» содержит заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах.
«Это я». На этой странице ребенок будет вести дневник
событий своей жизни. Необходимо приклеить свою фотографию или нарисовать свой
портрет. Ответы на данные вопросы записывают родители или воспитатель.
«Моя семья». Ребенок приклеивает фотографию своей семьи.
Воспитатель записывает рассказ со слов ребенка.
«Мое тело, рост и вес». Здесь ребенок, рассматривая человека, нарисованного по шаблону, определяет и называет части тела. Узнав
свой рост и вес, учится видеть себя со стороны.
«Я — мальчик, а я — девочка». На этой странице дети
могут выполнить аппликацию, вырезая по шаблону одежду мальчика или девочки.
Можно нарисовать одежду по желанию. Ребенок учится находить отличия по
половому признаку, физическим данным: девочки — слабее, мальчики — сильнее. Поэтому девочкам надо помогать, защищать их.
«Моя мечта». Ребенок пытается выразить свои желания.
Он рисует то, что ему хочется. Рассказ ребенка может быть записан воспитателем
или родителями.
«Что ты любишь — не любишь?». Здесь дан рисунок ромашки.
В центре цветка — «я». Взрослые со слов детей записывают, что любит их ребенок
и что не любит. Это могут быть действия,
какие-то предметы, события,
продукты питания и т.д. Затем
ребенок может раскрасить свою ромашку.
«Вредные поступки — добрые поступки». Эта страница
помогает детям изобразить «что такое хорошо и что такое плохо». В пустых рамках
для картин ребенок рисует хорошие или плохие поступки. Этой работе могут
предшествовать беседы или чтение художественной литературы.
«Мое имя. Как меня называют окружающие». Ребенок
говорит, что он знает о своем имени, почему его так назвали. Какими ласковыми
словами его называют друзья, родители, бабушка и дедушка. Можно ребенку дать
задание узнать у родителей: почему ему дали такое имя и как его будут
называть, когда он вырастет? Можно рассказать об именах: Людмила — милая людям,
Владимир — владеющий миром и др.
«Моя ладошка». Ребенок обводит свою ладонь, а взрослый
записывает год (дату). Когда ты был маленьким, у тебя была такая ладошка? Что
изменилось? Что произойдет в следующем году, через год? В младших группах
можно сделать потешку «Сорока-сорока», а в старших — пальчиковую гимнастику,
называя каждый
палец и объясняя, почему его так назвали.
Сказка про пальцы
Жили братья, не
тужили,
Но однажды приуныли,
Стали думать и гадать,
Как же имена всем дать.
Я хоть ростом невелик,
Но веселый озорник,
Все стоите вы за мной,
Буду зваться я
— большой.
Я — указывать люблю,
На цветы и на Луну,
Очень я
внимательный,
Палец
указательный.
Я стою посередине,
Буду зваться я отныне,
Средний
палец-удалец,
Вот такой я молодец!
Меньше всех я братьев ростом,
Ох! Как
маленьким непросто!
Но меня легко узнать,
Пусть мизинцем будут звать.
Брат один как не гадал,
Имя так себе не дал,
Но его не обижают,
Безымянным
называют!
«Любимый праздник». На этой странице дети рисуют праздник,
объясняя, почему он им нравится. По шаблону обводят стол в центре своего
рисунка и «сервируют» его: рисуют продукты, напитки, сладости, фрукты, которые
полезны для здоровья. Необходимо уточнить, кто будет сидеть за столом: дети,
дети и взрослые или только взрослые.
«Собери корзинку». Здесь нарисована корзинка, или дети
рисуют ее самостоятельно и заполняют ее всем тем, что необходимо для ухода за
руками, зубами, волосами (полотенце, мыло, зубная щетка, паста, расческа,
шампунь и т.д.).
«Страница вежливости». Дети рисуют воздушные шары или
обводят их по трафарету. Взрослые записывают со слов детей в каждый шарик
вежливое слово.
«Лесенка
счастья». На этой странице дети получают возможность оценить себя и свое
здоровье. Это делается в начале учебного года — сентябре и в конце — мае, чтобы
проследить результат проводимой работы. «На какой ступеньке ты хочешь
стоять?» — задают вопрос взрослые.
«Моя любимая сказка».
Рисунок сказки, любимого сказочного героя. Можно посоветовать родителям
прочитать эту сказку дома, принести книгу с этой сказкой в детский сад.
«Цветок здоровья». По шаблону дети обводят цветок, а в
каждом лепестке рисуют то, что укрепляет здоровье. Эта работа может
проводиться как совместная деятельность родителей и детей.
«Бабушкины рецепты». Дети рассказывают о народных
средствах, которыми их лечили. Можно записать рассказ детей или дать им
возможность нарисовать лекарственные растения, бочонок с медом и т.п.
«Мой режим дня». На этой странице дети изображают режимные
моменты своего дня или режим в детском саду. Дети по шаблону обводят часы,
рисуют стрелки (образец часов должен быть перед глазами). С помощью символов
они показывают, что необходимо делать в каждый временной промежуток.
Например, утро — подъем, водные процедуры; мяч, скакалки — физкультурное
занятие; кровать — тихий час; чашка — завтрак; книжка — чтение; ведро, лопатка
— прогулка и т.д.
«Как стать сильным». Взрослые записывают рассказ ребенка
дословно, ничего не меняя. А сам ребенок рисует, как он это представляет. Это и
зарядка, и плавание, и даже питание.
«Буду закаляться». Здесь дети рассказывают о том, как
нужно одеваться по погоде, не кутаться, проветривать комнату, ходить босиком,
поливать на ножки прохладной водой и т.д. Можно также что-либо нарисовать.
«Полезные и вредные продукты». В двух колонках дети
рисуют продукты, укрепляющие здоровье: овощи, фрукты, молоко, творог и др. А
также продукты, наносящие здоровью вред: конфеты, сахар, жевательные резинки,
газированная вода и др.
«Спорт и здоровье». Дети вырезают из журналов и газет
картинки о спорте и приклеивают их на эту страницу дневничка.
«Уроки радости». Здесь говорится о праздниках, которые
дети готовят в детском саду вместе с воспитателями и родителями: Пасха,
Масленица, Рождество и др. Потом ребята могут нарисовать их или составить о
них рассказ.
«Инструменты здоровья». На этой странице дети изображают
предметы, которые несут здоровье.
«Инструменты болезни». Задание, противоположное заданию
на предыдущей странице. Какие предметы вредят здоровью: нож, хлопушка, спички,
телевизор и др.
«Мое настроение». Дети рисуют портреты друзей или сказочных
героев, придавая им определенные эмоции или настроение: радость, грусть,
злость, удивление.
«Здоровье — это ...». Данная страница заключительная в
дневнике. Дети рассказывают, что значит быть здоровыми и что для этого
необходимо делать. Это итог всей предшествующей работы.
Структура дневничка очень подвижна. В зависимости от
задач, которые преследует педагогический коллектив, освещаемые темы могут
дополняться другими или сокращаться. Работа должна проводиться с каждым
ребенком отдельно в любое удобное время. Или это работа с родителями дома. Записывать
рассказы нужно печатными буквами, чтобы дети в будущем могли прочитать свои
мысли.
Разные виды работы дают возможность взрослому и ребенку
проявить свою фантазию и инициативу. Работая с детьми младшего дошкольного
возраста, нужно использовать только фотографии и рассказы детей. Но если
ребенок проявит желание сделать рисунок,
поддержать его.
Ценность записей, сделанных в «Дневничке-здоровячке»,
не в «правильности» оформления, а в их содержании. |