Замечено, что стресс, имеющий длительный и постоянный
характер и болезненно сказывающийся на самочувствии (социальном, физическом и
психологическом) родителей, не проявляется так остро у родителей, чьи дети
имеют речевые нарушения, как это отмечается у родителей, воспитывающих ребенка
с заметными для окружающих другими отклонениями в развитии (умственная отсталость,
ДЦП и др.). Парадоксальным образом этот факт осложняет мотивацию родителей на
сотрудничество: ведь внешне дефект не настолько социально порицаем, не вызывает
нездорового любопытства окружающих. Но проблемность ситуации родителями осознается,
поэтому они приводят ребенка в сад коррекционного типа и передают его на
попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать
преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают
важным.
На любого человека кто-то может оказывать влияние, но
принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение — самый привычный
способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен
и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения — все дает информацию.
Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что
каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других
влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои
способы воздействия на других: у родителей — на детей, у детей — на родителей и
других взрослых, у педагогов — на родителей и детей и т.д.
Общение само по себе — деятельность. В детском саду
общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования
детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе
психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников
детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей
дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь
семью в психолого-педагогический процесс.
Интерес — наиболее часто испытываемая положительная
эмоция. Интерес — возбуждение — чувство захваченное™, зачарованности,
любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание
расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление
обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опираясь
на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную
мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены
показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитатель,
специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются
упражнения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на
консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться
собственным опытом. Влияние как психологическая категория осуществляется общением,
его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой
форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем
участникам: детям, специалистам, родителям.
Роль
накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно
себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее
относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той
колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь
чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего
ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые — и до
ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем — прямой результат
родительского невежества и непонимания. |