Речи чиновников о «бесплатности» дошкольного образования
ситуацию в этой сфере не объясняют, не улучшают, но все больше активно
усложняют. Упоминания о «недоступности детских садов» завершаются мыслью об их
«дороговизне» для населения. На самом деле, стоимость очень дорогой, по своей
сути, услуги в сравнении с услугами тех же салонов красоты просто минимальна.
Недоступность объясняется скорее дефицитом мест. Но, к сожалению, эта проблема
чаще всего решается не за счет строительства новых детских садов, а проблема
стоимости — не за счет увеличения заработной платы всему населению до уровня
платежеспособности. Это происходит за счет самих детских садов —
переуплотняются группы, закрывается то, что с таким трудом некогда
создавалось, — физкультурные и хореографические залы, экологические и эстетические
студии, вследствие чего создается нелицеприятный имидж дошкольных учреждений.
В большинстве регионов муниципальные субвенции не
способны покрыть необходимые расходы на организацию современных качественных
услуг по присмотру, уходу, оздоровлению и образованию детей в течение всего
дня — текут и ветшают крыши, требует обновления оборудование пищеблоков и
прачечных, изнашивается и морально устаревает оснащение педагогического
процесса. Уходят воспитатели и специалисты, травмированные низким
социально-экономическим статусом своей профессии.
Но никто из чиновников не берет на себя
ответственность твердо сказать себе, родителям, педагогам и общественности:
бесплатное дошкольное образование — это 4 часа, необходимые для реализации
образовательной программы, а остальное время до 10,5 или 12 часов — время
социальной услуги населению, имеющему детей дошкольного возраста и пользующемуся
услугами муниципального детского сада. Бесплатное для родителей дошкольное
образование в рамках 4 часов — гарантировано Конституцией. Оплату за 4 часа
осуществляет муниципалитет, выделяя помещение и минимальные средства для его
содержания (тепло, свет, текущий ремонт), фонд заработной платы, средства для
материально-технического обеспечения. Остальное время для тех же самых
родителей должно быть очень даже платным... Или дотируемым из фондов муниципалитета,
если они есть. Но чего нет, того нет.
В результате возникает необходимость привлечения дополнительных
средств. Чьих? А кто кроме родителей может оперативно отозваться на насущные
проблемы детского сада? Возникает ситуация «деньги не берите, но берите». Как?
Как-нибудь, но желательно без конфликтов и провокаций. Вместо того, чтобы
разработать внятные механизмы привлечения родительских средств, выстраиваются
разноуровневые барьеры.
Руководителям ДОУ приходится самостоятельно искать
механизмы юридически обоснованного привлечения родительских средств. Чаще
всего помощь оформляется как оплата дополнительных образовательных услуг или как
благотворительный взнос, пожертвование.
Проблемы остались ровно в том, в чем и были — как мотивировать
родителей, как упорядочить родительские взносы и «обезопасить» руководителей от
претензий о «незаконном или неэффективном» их использовании, как обеспечить влияние
родителей и родительских взносов на качество образовательных услуг. Как...?
Один из реальных действенных способов — регистрация
родителями собственной некоммерческой организации — «Некоммерческого
партнерства» (НП), в которое вступают по желанию.
работа с семьей: необязательные инструкции
В этом случае родители самостоятельно принимают решения
о сумме членских взносов, о направлениях их расходования, требуемых затратах.
Руководитель и коллектив детского сада могут предложить
родителям создать НП, но НЕ могут быть членами НП.
Задача коллектива ДОУ будет заключаться в том, чтобы
предложить родителям достойные высококачественные условия и услуги.
Мотивация для создания Некоммерческого партнерства родителями
• Возможность принятия родителями самостоятельных
решений, касающихся направленности и качества услуг детского сада.
• Возможность полного контроля над поступлением, распределением
и использованием средств, предоставляемых родителями.
• Возможность гарантированного получения семьями качественных
образовательных услуг, услуг по присмотру и уходу за ребенком.
Целесообразные особенности организации работы групп,
входящих в НП
• В группе работают одновременно два воспитателя, то
есть обеспечивается возможность уделять больше внимания каждому ребенку,
осуществлять индивидуальный подход.
• Воспитатели работают в паре в течение всего дня, таким
образом, есть время для систематического наблюдения за детьми, для получения
информации о ребенке и для общения с родителями.
• Вводится система стимулирования для того, чтобы воспитатели
НЕ пропускали рабочие дни, то есть обеспечивается постоянность присутствия
педагогов.
• Родители получают ежедневные (еженедельные) отчеты
о развитии ребенка. |