В 2009 году был проведен опрос 75 человек. Большую
активность проявили мамы и бабушки (90% от общего числа). Анализ полученных
сведений показал следующее.
1. 28% родителей довольны отношением к себе со стороны
персонала; 62% хотели бы видеть к себе отношение уважительное, доброжелательное,
чуткое, равноправное, «как к коллегам»; 8% — хотели бы видеть к себе отношение
«информативное».
2. 63% родителей либо совсем пропускают вопрос,
касающийся анализа взаимоотношений с персоналом, либо отвечают, что персонал
«не осложняет» им жизнь, что может свидетельствовать и о слабой включенности в
учебно-воспитательный процесс или о низкой рефлексивности родителей. 34%
ответов — это благодарности персоналу.
3. По мнению значительной части родителей (47%), их
жизнь намного упростилась бы, если бы режим детского сада изменился в сторону
послабления (чтобы можно было попозже забрать детей, не приносить справки из
поликлиники и т.п.); 35% ответов относятся к пожеланиям больше иметь информации
о ребенке.
4. Этот вопрос вызвал самое большое количество
откликов. Большинство родителей (71%) убеждены, что персоналу фактически
нечему учиться у родителей. Наиболее распространенные причины: «потому что
нечему», «воспитатели сами родители», «воспитатели по образованию должны быть
грамотными». Формальные ответы: «всегда есть чему учиться», «всему, чему
захотят» — или совсем оставили без ответа этот вопрос. Тем не менее 38% ответов
родителей содержит предположение, что персонал мог бы узнать- у них об
индивидуальном подходе, характере ребенка, особенностях воспитания в семье. 7%
родителей считают, что терпеливое отношение родителей с собственными детьми
может быть взято на вооружение воспитателями. Однако большинству родителей (51%)
не хватает выдержки, терпения, понимания своих детей, они с удовольствием
поучились бы этому у воспитателей. И лишь два родителя ответили, что общение с
персоналом уже научило их многому.
5. Конкретную помощь детскому саду предлагают всего
шесть родителей (8%). Материальную, физическую помощь 17%. Сотрудничество в
виде присутствия на открытых занятиях, собраниях, готовность выполнять советы
педагогов 8%. Таким образом, родители готовы участвовать в жизни детского
сада, но без дополнительных трат времени (11% ответов), а лучше в «совещательной,
моральной, общественной форме» или по мере необходимости (31% ответов). Ни в
какой форме не хотят помогать (либо не отвечали) 19%. Готовы участвовать в
работе родительского комитета 7%.
6. Большинство родителей не знают, что могло бы
привлечь их для участия в работе детского сада, либо отвечают, что нет времени
(28%). Почти столько же ответов о том, что самое главное для них — это
положительные результаты в развитии ребенка и информация о нем (25%). 12%
родителей понравилась бы «активная, творческая работа», «общение с
профессионалами», «чтобы замечали результаты работы родителей». Еще 12%
родителей нравятся собрания, праздники, открытые уроки. «Нравится все» 5% взрослых,
чьи дети посещают детский сад. Некоторые (11%) предлагают дополнить
учебно-воспитательный процесс какими-либо (платными или бесплатными)
занятиями, организацией культурных мероприятий для детей.
7. Когда речь заходит о конкретных шагах по реализации
выше приведенного, то 46% ответов звучат так: «конкретных советов нет». Вновь
«всплывает» фактор дефицита времени (10%) и материальных средств (9%). Ряд
родителей (13%) честно отмечает, что необходимы их желание (которого, судя по
всему, нет) и просьбы, исходящие от персонала. Встречаются единичные ответы:
♦ «в саду все необходимое есть» — 6%;
♦ «необходимо информирование родителей в разной форме»
— 6%;
♦ «необходима материальная основа, в том числе
повышение заработной платы персоналу», — 9%;
♦ «профессионализм, умение персонала» — 4%;
♦ «индивидуальный подход» — 1%.
8. 68% опрошенных характеризуют работу детского сада с
родителями как «отличную», «хорошую», «без претензий», «нормальную»,
благодарят персонал. «Удовлетворительным» находят этот аспект работы сада
девять родителей, а «плохо поставленным» двое. Три ответа содержат критику в
адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически
невозможно», «родители разобщены, нет желания работать вместе»).
Таким образом, родители в целом довольны работой
персонала (как в отношении детей, так и в отношении себя). Четкие и конкретные
виды своей помощи детскому саду указывают лишь единицы, большинство родителей
настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с рядом оговорок
(дефицит времени, средств, а то и желания). Четкого представления о системе
работы родителей и персонала нет.
Пожелания родителей относительно результатов их
совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядят следующим
образом.
Содержание
ответов, %:
1 — научиться у персонала терпению, чуткости,
пониманию, приветливости, выдержке — 68;
2 — научиться правильному воспитанию детей — 36;
3 — научиться методикам обучения; умению правильно
организовывать досуг детей — 21;
4 — выражают готовность выполнять советы педагогов —
8;
5 — не ответили — 4;
6 — научиться определять способности детей — 3.
Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших
на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и
персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Родители также
сознают необходимость и потребность в специальной информации, хотя
сформулировать запрос порой им сложно.
Пожелания родителей к личности педагога строятся по
принципу взаимодополнительности (комплементарности): родители хотели бы
восполнить отсутствие у себя каких-то личностных или профессиональных качеств
наличием их у педагога. Из профессиональных качеств педагога родители отметили
в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, педагогу
должны быть присущи такие качества, как самостоятельность в работе,
инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование
нового, передового в своей деятельности. Среди личностных качеств родители
выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе
и др. Опросы, проводимые в семьях другими исследователями, показывают, что
родители всех возрастных категорий, независимо от пола и профессии, отдают
предпочтение молодым педагогам: 20— 30-летним — 56%, 31—40-летним — 43,4%.
Общая тенденция наблюдается в требованиях родителей к образованию предпочитаемого
педагога: предпочтение высшему образованию отдали больше половины опрошенных
родителей (55%); 45% родителей высказали мнение о том, что важно не столько
образование, сколько «педагогическое чутье», «интуиция»; 85% родителей выразили
отношение к семейному положению предпочитаемого педагога как незначимое. Лишь
15% уверены, что более демократичны и успешны, а значит, и более желаемы для
их ребенка педагоги, состоящие в браке и имеющие детей. |