Цели: получение максимально возможной информации об
актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфике и
приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи в воспитании
и развитии ребенка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе
детского сада.
Создание условий: следует сразу же запомнить имена и
отчества родителей и обращаться к ним именно так; желательно, чтобы вас с
собеседником не разделял барьер (стол); обратите внимание на то, чтобы высота
стульев была одинаковой; целесообразнее всего садиться лицом друг к другу, а
не рядом, бок о бок; недопустимы прикосновения (тактильные контакты); если
разговор все же происходит за столом, желательно, чтобы вы отодвинули все
бумаги; нельзя бросаться к телефону — его можно либо отключать на время общения
с родителями, либо просто просить перезвонить; не рекомендуется отвлекаться на
рабочие разговоры с сотрудниками.
Желательна искренняя заинтересованность без излишней
эмоциональности.
В ходе общения важно понять, какие особенности замечают
родители в своем ребенке, как они их оценивают, как реагируют на эти проявления
(позитивно, конструктивно или разрушительно). От того, насколько конструктивно
родители взаимодействуют с ребенком дома, настолько просто или, напротив,
сложно будет взаимодействовать с ним в группе детского сада. Например, если
малыш раннего возраста стремится как можно больше самостоятельно двигаться,
понимают ли родители, что для его нормального развития необходимо не ограничивать
движение, а способствовать ему.
Если ребенок в три года проявляет свой «махровый» негативизм,
что опять же является нормой, как родители реагируют на него: помогают ребенку
конструктивно преодолеть затруднения в отношениях или стремятся его
«переупрямить», «сломать», подчинить.
Отсюда в первой беседе руководителя с родителями могут
появиться вопросы:
Как вы относитесь к особым проявлениям вашего малыша:
капризам, непослушанию и т. п.? Что считаете главным — сделать его послушным,
подчинив себе волей, или даете ему возможность для проявления и закрепления
самостоятельности? Какие запреты существуют дома? Чему ребенок уже научился:
как и что говорит; как двигается; что любит делать, как это получается? Кто
ухаживает за ребенком, с кем он больше всего проводит времени? Чем члены семьи
любят заниматься вместе? Чему уделяют больше внимания, времени? Что лучше
всего получается делать вместе? В чем испытывают трудности? Как думают, с чем
связаны эти трудности? На какие качества личности ребенка советуют
ориентироваться, опираться воспитателям? Что бы посоветовали нам — всем тем,
кто будет работать с ребенком в детском саду?
Без оперативного информирования родителей, а также без
текущей помощи мам и пап детскому саду не обойтись.
Вы «назначили» родителей спонсорами ваших начинаний и
преобразований? В этом случае, прежде чем думать о своих (не личных, конечно, а
производственных) потребностях, определите, что наиболее важно для них? Их
собственный ребенок, его благополучие, его здоровье, но уж никак не проблемы
и нужды муниципального (по сути государственного) учреждения.
Что важно для вас? Получить необходимую помощь в
приобретении линолеума (полотенец, книг, канцелярских принадлежностей и т. п.),
организовать транспорт для выезда группы на природу, сопровождение в театр и
тем самым обеспечить детям безопасность, интересное и полезное времяпрепровождение,
приобщение к культуре или здоровому образу жизни и т. д.
Попробуйте использовать такую стратегию:
1. Предложите детям высказать свое мнение о том, какой
пол им больше всего понравился бы в группе. Запишите все, даже самые нелепые,
на ваш взгляд, идеи. Не корректируйте их, не приглаживайте. Вывесьте записи в
приемной.
2. Сделайте рейтинговую оценку: выберите из детских
фантазий несколько идей, которые ближе всего к вашим собственным (например:
большой ковер — красивый линолеум — паркет — крашеный пол), и предложите
каждому ребенку в группе сделать выбор (поставить фишку, написать свое имя в
колонке с выбранным вариантом).
У вас получится примерно такая табличка:
Большой
|
Красивый
|
Паркет
|
Крашеный
|
ковер
|
линолеум
|
|
пол
|
Лида
|
Ира
|
Петя
|
Валя
|
Дима
|
Ксюша
|
|
Соня
|
Костя
|
|
|
|
3
|
2
|
1
|
2
|
Вместе с детьми сосчитайте, что у вас получилось.
3. Если удастся, предложите нарисовать помещение группы
с новым полом, запишите высказывания детей о том, почему именно таким он
должен быть (чем нравится, чем это удобно). Рисунки, высказывания повесьте в
приемной.
4. Напишите «открытое письмо» родителям. Например так:
«Дорогие мамы и папы, наша любимая группа всем хороша — теплая, уютная, но вот
беда — все чаще и чаще мы спотыкаемся об углы и трещины на нашем старом
линолеуме, появились разбитые носы и порванные колготки. Новый линолеум
позволил бы нам ходить без страха и угрозы упасть в самое неподходящее время.
Поможете нам? Ваши любимые дети и воспитатели».
5. Сделайте точный обоснованный расчет расходов. Приведите
разные цены на линолеум, не забывая о его качестве.
6. Предложите альтернативу участия для родителей —
если не денежный вклад, то не менее ценны предоставление транспорта для поиска
и подвоза линолеума, выполнение работы по освобождению пространства и настилу
линолеума, предоставление аппарата для сваривания линолеумных швов, расстановка
мебели.
7. Напишите большое благодарственное письмо родителям
от своего имени и от имени детей.
Конечно, эти варианты более трудоемки, чем просто написанное
объявление «Товарищи родители, срочно сдайте 100 рублей на приобретение
линолеума. Администрация», но и эффект будет другим. Возможно, не более
продуктивным, но более человечным, более «продолженным» — не будет стыдно
обращаться за помощью в аналогичных ситуациях еще и еще раз.
Объявления для родителей
Дорогие мамы и папы!
Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло
опять кончилось, а от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания.
Выручайте срочно!
Ваши сыночки и дочки
Дорогие мамы и папы!
В нашей группе ситуация ЧС — Чрезвычайной Сопливости!
Ранние холода мешают нашему счастью.
Мы очень хотим, чтобы наши носики дышали легко и
свободно.
Пожалуйста, помогите нам экстренно заклеить окна. Мы
ждем вашей помощи в среду и четверг в любое удобное для вас время.
Не забудьте положить нам в кармашки запасные платочки.
Ваши любимые детки
Дорогие мамы и папы!
Каждое утро мы собираемся на ковре в дружный кружочек,
играем, делимся новостями и планируем свой день.
Чтобы нашим «хвостикам» было тепло и удобно, пожалуйста,
сделайте для нас подушечки.
Мы вам будем очень благодарны.
Ваши детки Объявляем конкурс «Подушки-подружки»!
Дорогие папы!
Теперь у нас в группе есть настоящая песочница. Мы с
удовольствием играем в куличики, строим дома и дороги.
Вот только песок все время стремится рассыпаться по
полу.
Пожалуйста, помогите сделать на нашей песочнице бортики.
Мы вас ждем и обязательно вам поможем.
Ваши детки
Папа!
Мы с мальчишками знаем названия многих автомобилей —
«КАМаз», «Татра», «Мерседес», «Шевроле». Мы любим поговорить о машинах, о том,
как мы вырастем и станем сами водить автомобили. У нас в группе есть одна книжка
про машины, а нам хочется увидеть и узнать про самые разные.
Давай, принесем в группу старые журналы «За рулем»?
Все мальчики будут рады, и я больше всех.
Твой сын
Объявляем конкурс «Домашние рецепты»!
Мамочка — мамулечка!
Мы учимся готовить! Уже умеем делать бутерброды. На
очереди — салат.
Нам нужно все, из чего можно делать салаты. А главное,
необходимы простые рецепты и помощь.
Дочки-цветочки
Дорогие мамы и папы!
Наши дети решили начать новый проект и узнать как
можно больше о МОРЯХ и морских обитателях.
Для этого у нас в группе есть книга «Морские
чудовища», игра «По морям, по волнам», пластмассовые и резиновые рыбки,
аквариум.
Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о морях
и тех, кто там живет:
• энциклопедии;
• морские раковины, камешки и прочие мелочи;
• картинки из журналов и сами журналы;
• фотографии ваших летних путешествий;
• макеты кораблей.
Мы надеемся на вас!
|