Основу изучения личности ребенка в детском саду
составляет наблюдение.
Каждый воспитатель детского сада должен уметь изучать
своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. Изучение детей
воспитателем отличается от научно-психологического исследования. У воспитателя
другая цель: он не устанавливает общих закономерностей психического развития
детей, а выясняет индивидуально-психологические особенности каждого ребенка,
позволяющие найти целесообразный подход к нему.
Условие успешного изучения детей воспитателем — знание
общих закономерностей психического развития детей, а также причин и условий
развития и его возрастных этапов. Такое знание укажет воспитателю, на что
именно, на какие проявления ребенка следует обращать внимание, позволит
выдвинуть предположение о причинах, вызвавших те или иные отклонения в
развитии отдельных детей, и отыскать оптимальные пути воспитательного
воздействия.
Включенное наблюдение — один из наиболее эффективных
методов. Находясь все время с детьми, воспитатель имеет возможность изучать
их в естественных условиях, так как его присутствие, являясь для детей
привычным, не нарушает обычного течения их жизни. Воспитатель таким образом
многое замечает в поведении ребенка, составляет определенное мнение о личности
каждого воспитанника. Однако специальные исследования показывают, что такое
мнение бывает верным, как правило, не более чем на половину.
Невозможно изучать поведение всех или даже нескольких детей
группы одновременно. Чтобы достичь хороших результатов, воспитателю необходимо
на время сосредоточить внимание на одном ребенке. Обязательное условие — четкая
постановка цели. Если воспитателя интересуют разные стороны развития ребенка,
лучше наблюдать их поочередно, а не одновременно. В процессе наблюдения
необходимо по возможности подробно записывать действия и высказывания ребенка,
относящиеся к интересующей воспитателя стороне его развития. Следует соблюдать
правило: отделять действительные проявления поведения ребенка от их толкования
воспитателем. Важно, чтобы наблюдение происходило в разных условиях — на
занятии, во время свободной игры, на прогулке и т.д., — ребенок может
проявлять себя по-разному в зависимости от окружающей обстановки. Результат
такого изучения ребенка — психолого-педагогическая характеристика.
Нельзя получить достаточно полное представление о
развитии ребенка, ограничиваясь только данными изучения в детском саду.
Необходимо также ознакомиться с условиями воспитания и особенностями его
поведения в семье, подробно расспросив об этом родителей и наблюдая за
взаимоотношениями ребенка и родителей.
Примеры высказываний, характеризующих каждую из 12 директив:
1. «Не живи»:
«Глаза бы мои на тебя не глядели»; «Мне не нужен такой
плохой мальчик».
2. «Не будь ребенком»:
«Что ты ведешь себя как маленький!?»; «Пора стать
самостоятельнее»; «Ты уже не ребенок, чтобы...»
3. «Не расти»:
«Ты еще мал, чтобы...»; «Мама тебя никогда не бросит»;
«Не торопись взрослеть».
4. «Не думай»:
«Не рассуждай, а делай то, что говорю»; «Не умничай».
5. «Не чувствуй»:
«Как тебе не стыдно бояться...»;
«Как ты смеешь злиться на...»;
«Не сахарный, не стеклянный и пр.».
6. «Не достигай успеха»:
«Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится».
7. «Не будь лидером»: «Будь как все»;
«Не высовывайся, не выделяйся».
8. «Не принадлежи»:
«Ты ведь у меня не такой, как все».
9. «Не доверяй / не будь близким»: «Кроме меня, ты
никому не нужен».
10. «Не делай сам»:
«Не делай сам — это опасно, за тебя буду делать я».
«Не делай сам, подожди меня».
11. «Не будь самим собой»: «Будь похожим на...»;
«Смотри, как делает (тот-то)...»; «Почему Саша может, а ты нет?»
12. «Не чувствуй себя хорошо»:
«Хоть он у меня и слабенький, а сам... (далее
описывается действие ребенка)».
Поведение родителей бессознательно отражает их
воспитательные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их
действиями. Психолого-педагогическая работа требует осознанной фиксации фактов,
а это особая комбинация наблюдательности и знаний. Предлагаем вашему вниманию
полученные нами данные (табл.), с одной стороны, иллюстрирующие реальность
явления, а с другой — дающие пищу для сравнительного анализа.
Таблица
Бессознательные установки родителей в отношении своих
детей
Директивы
|
Количество выборов, %
|
1. «Не живи»
|
22
|
2. «Не будь ребенком»
|
55
|
3. «Не расти»
|
33
|
4. «Не думай»
|
44
|
5. «Не чувствуй»
|
33
|
6. «Не достигай успеха»
|
11
|
7. «Не будь лидером»
|
22
|
8. «Не принадлежи»
|
33
|
9. «Не будь близким»
|
—
|
10. «Не делай сам»
|
33
|
11. «Не будь самим собой»
|
44
|
12. «Не чувствуй себя хорошо»
|
22
|
Для комплексной диагностики семьи и семейного
воспитания, кроме наблюдения как основного метода, используются вспомогательные,
к которым относятся тесты, опросники, анкеты, проективные методики,
использование которых предполагает сотрудничество с психологами. Наиболее
известны следующие:
1. Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги,
В.В. Столина.
Ориентирован на выявление родительского отношения,
которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Состоит из
пяти шкал («принятие — отвержение», «симбиоз», «инфантилизация» и др.),
содержит 61 утверждение.
2. Методика PARI
Шеффер Е. и Белла Р.
Предназначена для изучения отношения родителей (прежде
всего матерей) к своей семейной роли и к ребенку. Всего 23 шкалы, среди них:
семейные конфликты, доминирование матери, излишняя эмоциональная дистанция с
ребенком или излишняя концентрация на ребенке и др. Содержит 115 утверждений.
3. Опросник Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного
воспитания для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет» (АСВ).
Состоит из 130 утверждений. Выделяются 20 шкал,
характеризующих стиль семейного воспитания: тревожность, чрезмерный или недостаточный
контроль, чрезмерность или недостаточность требований-обязанностей по
отношению к ребенку, неустойчивость стиля воспитания, чрезмерность санкций,
эмоциональное отвержение и др.
4. Рисунок семьи (PC)
Принадлежит к группе проективных методик для оценки
внутрисемейных отношений. Диагностика осуществляется на основе анализа и
интерпретации рисунков. Описан В. Вульф в 1947 году, Л. Корман в 1964 году, А.
Захаровым в 1977 году и другими. Разновидность — кинетический рисунок семьи
(КРС), предложенный Р. Бернсом, С. Кауфманом в 1972 году.
5. Проективный тест «Семейная социограмма»
Позволяет выявить положение члена семьи в системе
межличностных отношений, помогает определить характер коммуникации в семье
(прямая или опосредованная). Представляет собой лист бумаги нарисованным кругом
диаметром 11 см. Испытуемым предлагается нарисовать в нем себя и других членов
семьи в форме кружочков. Основан на интерпретации расположения и размеров
кружочков.
6. Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И. Вилера.
Методика исследования взаимоотношений в семье для
измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи.
Предложен в 1986 году. Представляет собой доску, разделенную на 81 квадрат
(5x5), и фигурки, изображающие членов семьи, а также кубики разной высоты (1,
5, 3 см и др.).
7. Методика Рене Жиля.
Относится
к разряду проективных. Предназначена для исследования сферы межличностных
отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, его
взаимоотношений с окружающими. Представляет собой 42 картинки с изображениями
детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ребенок должен выбрать себе место
среди изображенных людей либо идентифицировать себя с нарисованным персонажем.
В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную для него форму
поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.
Методика диагностики уровня невротизации (по Л.И. Вассерману)
Инструкция. Ознакомьтесь с приведенными ниже
суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет», который запишите напротив
номера утверждения.
1. В различных частях своего тела я часто чувствую
жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.
2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных
сердцебиений.
3. Раз в неделю или чаще я бываю очень взволнованным
или возбужденным.
4. Голова у меня болит часто.
5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.
6. В последнее время я чувствую себя хуже, чем
когда-либо.
7. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает
меня.
8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения
нарушался сон.
9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.
10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне
заснуть.
11. Большую часть времени я испытываю
неудовлетворенность жизнью.
12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.
13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и
друзьями.
14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче
или работе.
16. Я очень устаю за день.
17. Я верю в будущее.
18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
19. Временами мне кажется, что моя голова работает
медленнее, чем обычно.
20. Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим
собой.
21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь
тревожусь.
22. У меня мало уверенности в себе.
23. Я часто чувствую неуверенность в себе.
24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные
ощущения в верхней части живота (под ложечкой).
25. Иногда у меня бывает такое чувство, будто передо
мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26. Раз в неделю или чаще, без видимой причины,
внезапно ощущаю жар во всем теле.
27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много
на себя беру.
28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я
одеваюсь.
29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.
30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует
несправедливость.
31. У меня бывают периоды такого сильного
беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.
33. По возможности я стараюсь избегать большого
скопления людей.
34. Мой желудок сильно беспокоит меня.
35. Временами я волнуюсь из-за пустяков.
36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и
ворчливый.
Всегда нужно помнить: большинство совершаемых людьми
поступков, в частности родителями, действительно разумно в конкретных
обстоятельствах.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит
педагога в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих
эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно
способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к
сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной
активности, творческого поиска, содействуют пониманию и сопереживанию. В то же
время эти качества составляют гуманистический потенциал педагога и
способствуют развитию личности каждого ребенка. Важный показатель уровня
психолого-педагогической компетентности в организации семейных отношений —
установка педагога на самообразование и саморазвитие не только в
педагогическом, но и общекультурном и личностном плане.
Реальная практика показывает, что педагоги имеют
недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, прежде всего
невербальных форм поведения. А ведь педагогическое общение — главный инструмент
психологического взаимодействия. Чувствительность к невербальному поведению
другого человека резко возрастает в ситуации конфликтного статусно-ролевого
взаимодействия, в которой открытое вербальное поведение ограничено правилами делового
этикета. Также следует помнить, что педагогическое общение противоречиво, а
зачастую даже конфликтно. Обучение конструктивным способам общения — задача
для каждого участника педагогического взаимодействия. |