Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 19:00

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Основные и вспомогательные методы диагностики для педагогов
Основу изучения личности ребенка в детском саду составляет наблюдение.

Каждый воспитатель детского сада должен уметь изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. Изучение детей воспитателем отличается от научно-психологического иссле­дования. У воспитателя другая цель: он не устанавливает общих за­кономерностей психического развития детей, а выясняет индиви­дуально-психологические особенности каждого ребенка, позволяю­щие найти целесообразный подход к нему.

Условие успешного изучения детей воспитателем — знание об­щих закономерностей психического развития детей, а также при­чин и условий развития и его возрастных этапов. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребен­ка следует обращать внимание, позволит выдвинуть предположе­ние о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей, и отыскать оптимальные пути воспитательного воздействия.

Включенное наблюдение — один из наиболее эффективных ме­тодов. Находясь все время с детьми, воспитатель имеет возмож­ность изучать их в естественных условиях, так как его присут­ствие, являясь для детей привычным, не нарушает обычного тече­ния их жизни. Воспитатель таким образом многое замечает в поведении ребенка, составляет определенное мнение о личности каждого воспитанника. Однако специальные исследования показы­вают, что такое мнение бывает верным, как правило, не более чем на половину.

Невозможно изучать поведение всех или даже нескольких де­тей группы одновременно. Чтобы достичь хороших результатов, воспитателю необходимо на время сосредоточить внимание на одном ребенке. Обязательное условие — четкая постановка цели. Если воспитателя интересуют разные стороны развития ребен­ка, лучше наблюдать их поочередно, а не одновременно. В про­цессе наблюдения необходимо по возможности подробно запи­сывать действия и высказывания ребенка, относящиеся к инте­ресующей воспитателя стороне его развития. Следует соблюдать правило: отделять действительные проявления поведения ребен­ка от их толкования воспитателем. Важно, чтобы наблюдение происходило в разных условиях — на занятии, во время свобод­ной игры, на прогулке и т.д., — ребенок может проявлять себя по-разному в зависимости от окружающей обстановки. Резуль­тат такого изучения ребенка — психолого-педагогическая ха­рактеристика.

Нельзя получить достаточно полное представление о развитии ребенка, ограничиваясь только данными изучения в детском саду. Необходимо также ознакомиться с условиями воспитания и осо­бенностями его поведения в семье, подробно расспросив об этом родителей и наблюдая за взаимоотношениями ребенка и родите­лей.

 

Примеры высказываний, характеризующих каждую из 12 ди­ректив:

1. «Не живи»:

«Глаза бы мои на тебя не глядели»; «Мне не нужен такой плохой мальчик».

2. «Не будь ребенком»:

«Что ты ведешь себя как маленький!?»; «Пора стать самостоятельнее»; «Ты уже не ребенок, чтобы...»

3. «Не расти»:

«Ты еще мал, чтобы...»; «Мама тебя никогда не бросит»; «Не торопись взрослеть».

4. «Не думай»:

«Не рассуждай, а делай то, что говорю»; «Не умничай».

5. «Не чувствуй»:

«Как тебе не стыдно бояться...»;

«Как ты смеешь злиться на...»;

«Не сахарный, не стеклянный и пр.».

6. «Не достигай успеха»:

«Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится».

7. «Не будь лидером»: «Будь как все»;

«Не высовывайся, не выделяйся».

8. «Не принадлежи»:

«Ты ведь у меня не такой, как все».

9. «Не доверяй / не будь близким»: «Кроме меня, ты никому не нужен».

10. «Не делай сам»:

«Не делай сам — это опасно, за тебя буду делать я». «Не делай сам, подожди меня».

11. «Не будь самим собой»: «Будь похожим на...»; «Смотри, как делает (тот-то)...»; «Почему Саша может, а ты нет?»

12. «Не чувствуй себя хорошо»:

«Хоть он у меня и слабенький, а сам... (далее описывается дей­ствие ребенка)».

Поведение родителей бессознательно отражает их воспитатель­ные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их действиями. Психолого-педагогическая работа требует осознанной фиксации фактов, а это особая комбинация наблюдательности и знаний. Предлагаем вашему вниманию полученные нами данные (табл.), с одной стороны, иллюстрирующие реальность явления, а с другой — дающие пищу для сравнительного анализа.

Таблица

Бессознательные установки родителей в отношении своих детей

Директивы

Количество выборов, %

1. «Не живи»

22

2. «Не будь ребенком»

55

3. «Не расти»

33

4. «Не думай»

44

5. «Не чувствуй»

33

6. «Не достигай успеха»

11

7. «Не будь лидером»

22

8. «Не принадлежи»

33

9. «Не будь близким»

10. «Не делай сам»

33

11. «Не будь самим собой»

44

12. «Не чувствуй себя хорошо»

22

Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания, кроме наблюдения как основного метода, используются вспомога­тельные, к которым относятся тесты, опросники, анкеты, проек­тивные методики, использование которых предполагает сотрудни­чество с психологами. Наиболее известны следующие:

1. Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.

Ориентирован на выявление родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребен­ку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, осо­бенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Состоит из пяти шкал («принятие — отвержение», «симби­оз», «инфантилизация» и др.), содержит 61 утверждение.

2. Методика PARI Шеффер Е. и Белла Р.

Предназначена для изучения отношения родителей (прежде все­го матерей) к своей семейной роли и к ребенку. Всего 23 шкалы, среди них: семейные конфликты, доминирование матери, излиш­няя эмоциональная дистанция с ребенком или излишняя концент­рация на ребенке и др. Содержит 115 утверждений.

3. Опросник Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет» (АСВ).

Состоит из 130 утверждений. Выделяются 20 шкал, характеризую­щих стиль семейного воспитания: тревожность, чрезмерный или не­достаточный контроль, чрезмерность или недостаточность требова­ний-обязанностей по отношению к ребенку, неустойчивость стиля воспитания, чрезмерность санкций, эмоциональное отвержение и др.

4. Рисунок семьи (PC)

Принадлежит к группе проективных методик для оценки внутри­семейных отношений. Диагностика осуществляется на основе анализа и интерпретации рисунков. Описан В. Вульф в 1947 году, Л. Корман в 1964 году, А. Захаровым в 1977 году и другими. Разновидность — кинетический рисунок семьи (КРС), предложенный Р. Бернсом, С. Ка­уфманом в 1972 году.

5. Проективный тест «Семейная социограмма»

Позволяет выявить положение члена семьи в системе межлично­стных отношений, помогает определить характер коммуникации в семье (прямая или опосредованная). Представляет собой лист бумаги нарисованным кругом диаметром 11 см. Испытуемым предлагается нарисовать в нем себя и других членов семьи в форме кружочков. Основан на интерпретации расположения и размеров кружочков.

6. Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И. Вилера.

Методика исследования взаимоотношений в семье для измере­ния степени близости и оценки иерархии отношений между члена­ми семьи. Предложен в 1986 году. Представляет собой доску, разде­ленную на 81 квадрат (5x5), и фигурки, изображающие членов семьи, а также кубики разной высоты (1, 5, 3 см и др.).

7. Методика Рене Жиля.

Относится к разряду проективных. Предназначена для исследо­вания сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, его взаимоотношений с окружающи­ми. Представляет собой 42 картинки с изображениями детей и взрос­лых, а также текстовых заданий. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с нарисо­ванным персонажем. В текстовых заданиях ребенку предлагается выб­рать типичную для него форму поведения, причем некоторые зада­ния строятся по типу социометрических.

Методика диагностики уровня невротизации (по Л.И. Вассерману)

Инструкция. Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет», который запишите на­против номера утверждения.

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

3. Раз в неделю или чаще я бываю очень взволнованным или возбужденным.

4. Голова у меня болит часто.

5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. В последнее время я чувствую себя хуже, чем когда-либо.

7. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения нарушался сон.

9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне за­снуть.

11. Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.

12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.

13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или ра­боте.

16. Я очень устаю за день.

17. Я верю в будущее.

18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.

21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. У меня мало уверенности в себе.

23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощуще­ния в верхней части живота (под ложечкой).

25. Иногда у меня бывает такое чувство, будто передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невоз­можно.

26. Раз в неделю или чаще, без видимой причины, внезапно ощущаю жар во всем теле.

27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.

30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует неспра­ведливость.

31. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.

33. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

34. Мой желудок сильно беспокоит меня.

35. Временами я волнуюсь из-за пустяков.

36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворч­ливый.

 

Всегда нужно помнить: большинство совершаемых людьми по­ступков, в частности родителями, действительно разумно в конк­ретных обстоятельствах.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит педа­гога в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудниче­ству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интел­лектуальной активности, творческого поиска, содействуют по­ниманию и сопереживанию. В то же время эти качества составля­ют гуманистический потенциал педагога и способствуют развитию личности каждого ребенка. Важный показатель уровня психоло­го-педагогической компетентности в организации семейных от­ношений — установка педагога на самообразование и саморазви­тие не только в педагогическом, но и общекультурном и лично­стном плане.

Реальная практика показывает, что педагоги имеют недостаточ­ный уровень развития коммуникативных способностей, прежде всего невербальных форм поведения. А ведь педагогическое общение — главный инструмент психологического взаимодействия. Чувствитель­ность к невербальному поведению другого человека резко возраста­ет в ситуации конфликтного статусно-ролевого взаимодействия, в которой открытое вербальное поведение ограничено правилами де­лового этикета. Также следует помнить, что педагогическое обще­ние противоречиво, а зачастую даже конфликтно. Обучение конст­руктивным способам общения — задача для каждого участника пе­дагогического взаимодействия.

Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (31.10.2011)
Просмотров: 2176 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru