Сентябрь
|
Анкетирование родителей.
Определение линии педагогического общения с семьей
|
Октябрь
|
Педсовет по итогам социально-психологической
диагностики семьи и детей.
Утверждение годового плана.
Педагогическая мозаика для воспитателей «Когда
ребенок сводит с ума»
|
Ноябрь
|
Педагогическая гостиная «Агрессия в жизни человека»
для педагогов.
Тренинг коммуникативных умений для родителей
подготовительной группы.
Беседа психоневролога с родителями
|
Декабрь
|
Педсовет «Коррекция детско-родительских отношений».
Тренинг для педагогов «Обучение технике релаксации». Выставка семейных работ
по теме «Семейные традиции»
|
Январь
|
Социально-психологический тренинг для персонала
«Сотрудничество ребенка со взрослым».
Деловая игра «Технология безоценочного общения с
ребенком»
|
Февраль
|
Консультация для педагогов «Педагогическое общение и
его влияние на развитие личности ребенка»
|
Март
|
Консультация для родителей «Всей семьей в музей».
Консультация для родителей «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
|
Апрель
|
Творческая мастерская «Оригами для педагогов».
Дискуссионный клуб «Досуг в семье: как его проводить»
|
Подготовительный этап работы
При первом знакомстве детского сада с семьей и
ребенком рекомендуется следующая программа.
1. Опрос родителей для выявления индивидуальных
особенностей ребенка.
2. Анкетирование родителей для сбора социологических
данных о семье.
3. Опрос родителей для получения их представлений
и/или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского
сада.
Изучение индивидуальных особенностей ребенка —
интересное и полезное занятие во многих отношениях. Таким образом мы развиваем
наблюдательность, внимательность к окружающим нас людям и событиям, учимся
собирать разрозненные факты в единую картину, познавать жизнь в ее
многообразии, понимать неоднозначность поведенческих актов, проникать в
глубины человеческой психологии, понимать потребности, мотивы, цели человека
как механизмов его поведения, учимся вычленять, например, закономерное и
особое, выходящее за рамки нормы.
Чтобы составить по возможности полную картину индивидуальных
особенностей ребенка, нужно сравнить и сопоставить свои собственные наблюдения,
мнение людей, хорошо знающих его (например, родителей) и мнение коллег. На это
уходит определенное время, так и должно быть. Работу с родителями в этом
направлении можно организовать с помощью взаимодополнительных методов:
специальной анкеты, устного опроса, беседы, совета и пр.
Социологическая
анкета семьи
1. Фамилия, имя ребенка, поступившего в детский сад_
____, его возраст _
2. Возраст мамы_, папы_.
3. Образование мамы _, папы _.
4. Место работы и должность мамы _,
папы___
5. Кто входит в состав вашей семьи _
6. Сколько в семье детей? _.
7. Какого возраста? _.
8. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем
у родителей
мужа, жены, на подселении, другое _ нужное
подчеркните, впишите).
9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое_
10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме
детского сада? Где и чем ____.
11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье
и ребенке?
Знакомство, конечно, процесс двусторонний. Родители
знакомятся с детским садом на стадии выбора дошкольного заведения для своего
малыша. В этот период большинство из них активны, деловиты и предприимчивы,
они очень заинтересованы в получении ответов на важные дня себя вопросы. Но вот
выбор детского сада сделан. Группы набраны, и наступает очередь коллектива
детского сада знакомиться с вновь набранными воспитанниками и их семьями.
Мотивация в получении информации теперь выше у персонала детского сада, многие
просьбы воспитателей начинают восприниматься родителями как неизбежная, но
досадная необходимость. Такое несовпадение фаз заинтересованности друг в друге
семьи и коллектива детского сада, конечно, создает проблемы, к счастью,
преодолимые. От того, насколько хорошо будут поняты запросы и настрой каждой
стороны, зависит комфортность и польза пребывания ребенка в дошкольном
учреждении на протяжении ближайших 3—4 лет, очень ответственных для развития
малыша.
Для начала работы с семьей проводится анкетирование
родителей на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ,
совместной работы с ними.
Анкета должна быть краткой и емкой. Форма вопросов —
открытая. Допускается анонимность при ответе. На первом этапе знакомства семьи
с ДОУ родители вправе быть не расположенными раскрываться и признаваться в
своих трудностях. Поэтому анкету можно повторять на протяжении как учебного
года, так и всего времени пребывания семьи в детском саду. Доверие и более
длительное знакомство могут изменить картину.
Ваши пожелания и ожидания (опрос
родителей)
Уважаемые родители!
1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение
сотрудников как родителю?
2. С вашей точки зрения: а) насколько (или чем)
персонал осложняет вашу жизнь? 6) как он мог бы облегчить вашу жизнь?
3. Чему персонал может научиться у родителей?
4. А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?
5. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в
работе учреждения?
6. Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю,
участвующему в работе детского сада?
7. Что необходимо для эффективной работы?
8. Что вы думаете о качестве работы д/с с родителями
на сегодняшний день?
Полезно в конце каждого учебного года проводить опрос,
который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и
детскою сада, получить обратную связь и предложения от родителей. Например, в
такой форме.
Уважаемые родители!
Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок
посещал детский сад. Конец года — традиционное время подведения итогов.
Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования
работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с
семьей в целом и ребенком в частности. Ваши ответы могут быть анонимными, по
вашему желанию.
Заранее благодарим за участие.
С уважением, администрация.
1. Кем вы приходитесь ребенку (нужное подчеркните или
напишите): мама, папа, бабушка, дедушка________.
2. Что вас больше всего привлекает в детском саду?
(выберите 3—4 пункта).
♦ Хорошая организация питания.
♦ Хорошая организация режима.
♦ Работа по укреплению здоровья детей.
♦ Хорошее состояние территории для прогулок.
♦ Хорошее отношение ребенка к воспитателю.
♦ Высокий уровень материально-технического оснащения.
♦ Хорошие отношения между детьми в группе.
♦ Высокий профессиональный уровень сотрудников.
♦ Детский сад неподалеку от дома (работы).
♦ Результативная работа по коррекции речи ребенка.
♦ Подготовка к школе.
♦ Психолого-педагогические консультации для родителей.
♦ Возможность участвовать в жизни детского сада.
♦ Другое_______.
3. На каких тематических вечерах для родителей Вам
удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия.
4. Какие причины не позволили вам побывать на всех
тематических вечерах для родителей? (пожалуйста, отвечайте откровенно, как
есть)
5. Что вам нравится больше всего в таких тематических
вечерах?
6. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их
эффективность была еще выше?
7. Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить?
8. На
шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка
в детском саду, удовлетворение от общения с персоналом |