Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 09:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СЕМЬЮ

Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания при­держиваться ценностей, связанных с уважительным отноше­нием к семьям, с необходимостью прислушиваться к родите­лям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком, со­трудничать с ними.

Мы предлагаем рассмотреть принципы, являющиеся дви­жущей силой такой практики, в равной степени применимые в различных образовательных, медицинских или социальных учреждениях:

1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним.

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, прини­маемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рас­сматривать членов семьи как важнейших участников образова­тельной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка. Если родителям будет предоставлена возможность принимать реше­ния, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, кото­рые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери и в последующие годы будет весьма велика.

3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъем­лющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать мобилизации не­формальных ресурсов родителей для удовлетворения изме­няющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обес­печении доступа к официальным общественным услугам (ме­дицинским, социальным), а также координацию этих услуг. Информация об общественных ресурсах может оказаться по­лезной для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими потребностями. Новаторские, гибкие и чут­ко реагирующие на различные нужды семей формы работы с дошкольниками повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.

Для того, чтобы определить степень использования вашим дошкольным учреждением форм и методов работы, ориенти­рованных на семью, попробуйте провести самоанализ по пред­ставленным ниже практическим показателям. Эти показате­ли отражают лишь некоторые из многочисленных возможных моделей поведения сотрудников детского сада и являются только ориентирами, поскольку практику, ориентированную на семью, необходимо адаптировать к каждому конкретному детскому саду и к определенной ситуации.

Использование навыков положительного общения

• Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.

• Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ре­бенка.

• Используем индивидуальные формы направления ин­формации семьям и получения сведений от них.

• Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.

• Прежде чем сообщать родителям цели и задачи обра­зовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.

• Своевременно и положительно реагируем на предложе­ния, идеи и просьбы родителей.

• Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.

Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения

• Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляем список це­лей, выраженных словами самих родителей.

• При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.

• Совместно с родителями определяем стратегии обуче­ния и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребно­стям и ресурсам.

• Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

• Регулярно выясняем мнение родителей об эффективно­сти выбранных стратегий, результатах работы по про­грамме и изменениях, которые они хотели бы внести.

Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи

• Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижени­ях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.

• Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.

• Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.

• Предлагаем родителям сформулировать цели и дей­ствия в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.

• Помогаем родителям понять, что они могут оказать су­щественное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Уважение разнообразия и уникальности семей

• Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными.

• Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

• Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.

Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей

Предоставляем всем членам семьи возможность для ак­тивного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Даем родителям возможность участвовать в принятии ре­шений, касающихся проведения мероприятий в группе. Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувство­вать себя легко и комфортно.

Готовы принимать родителей в своей группе и в детс­ком саду в любое время на протяжении всего дня. Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.

Для того, чтобы закрепить партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями, можно заключить с семьей договор о сотрудничестве и взаимопомощи. Предлага­ем следующий вариант такого документа.

Договор между семьей и педагогическим коллективом

Обязательства педагогического коллектива Мы обязуемся:

• Относиться к вашему ребенку и семье индивидуально.

• Навестить ребенка дома хотя бы раз в год.

• Один раз в два месяца проводить информативное ро­дительское собрание.

• Создать условия, чтобы вы могли переговорить с вос­питателями всякий раз, когда оставляете и забираете вашего ребенка.

• Обеспечить конфиденциальность информации лично­го характера.

• Организовать благоприятную среду для вашего ребен­ка.

• Создать ребенку условия для разнообразных видов де­ятельности, соответствующих его возрасту и интересам.

• Обеспечить обстановку благожелательности и поддер­жки для членов семьи, которые придут помочь воспи­тателям.

• Регулярно сообщать вам об успехах ребенка.

• Сообщать обо всех случаях заболеваний или травматиз­ма ребенка.

Обязательства родителей Мы (Я) обязуемся:

• Приводить и забирать своего ребенка в установленное время.

• Проводить некоторое время в группе по мере возмож­ности.

• Добровольно помогать педагогическому коллективу в его работе.

• Содействовать посещению воспитателями семей на дому.

• Одевать ребенка по погоде и ситуации.

• Информировать педагогический коллектив о том, что в ребенке вызывает нашу озабоченность.

• Знакомиться с содержанием записок и других сообще­ний воспитателей, присылаемых на дом.

• Посещать родительские собрания.

• Участвовать в принятии решений относительно обуче­ния и воспитания ребенка, в обсуждении той части со­держания учебной программы, которая может быть выполнена дома.

Подпись членов семьи_ Дата_

Подпись педагогов_Дата_

Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего, сле­дует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональ­ной обязанности вести работу с родителями к желанию сотруд­ничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традицион­ной роли воспитателя в пользу партнерской.

Традиционная роль педагога

Педагог-партнер

Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать)

Гид

(ведет, опираясь на инициативу участников)

Руководит

Задает вопросы

Оценивает ребенка и пре­доставляет родителям ин­формацию о его развитии

Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его разви­тие

Ответы на все вопросы знает сам

Ищет решение проблем вместе с родителями

Традиционная роль педагога

Педагог-партнер

Ставит цели развития для ребенка и группы в целом

Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои пред­ложения

Задает родителям задания на дом

Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, ко­торые подходят по домашним усло­виям и стилю жизни

Часто применяет специаль­ные слова (термины)

Говорит так, чтобы родителям было понятно

Ожидает, что родители бу­дут относиться к нему как знатоку-специалисту

Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в пра­вильности своих действий. Готов не только учить, но и учить­ся у родителей




Для успешного взаимодействия с семьей педагогам необ­ходимо также изучить международные стандарты, касающие­ся организации работы с родителями.

Международные стандарты ІББА, определяющие стиль работы персонала с родителями и детьми в детском саду и в начальной школе

Уважаемые родители!

Постарайтесь проанализировать, соответствует ли рабо­та детского сада, услугами которого вы пользуетесь, данным стандартам.

Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, чтобы обеспечить максимальную поддержку в удовлетворении потребностей детей, возникающих в процессе обучения и разви­тия.

Педагоги приглашают родителей и других членов семей в группу для участия в учебном процессе:

• вывешивают плакаты, приветствующие приход родите­лей в группу;

• помогают пришедшим родителям включиться в игры и занятия детей.

Педагоги регулярно общаются с родителями и члена­ми семей, обсуждают с ними способы поддержки развития ре­бенка:

• обсуждают прогресс и достижения ребенка, возникаю­щие у него трудности;

• обсуждают и находят возможные способы поддержки развития ребенка;

• по телефону сообщают информацию о повседневных событиях и изменениях в физическом или эмоциональ­ном состоянии ребенка.

Педагоги собирают информацию об интересах, увлечени­ях, культурных особенностях и профессиях членов семьи, а также поощряют любое участие в деятельности группы:

• используют различные виды письменной информации (например, объявления, личные приглашения, бюлле­тени, информационные листовки и т. п.) для того, что­бы сообщить родителям о проектах и мероприятиях, проводимых в группе, и пригласить принять участие в них;

• поощряют участие семей в организации походов, экс­курсий, семейных вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, лагерей, а также летних или зимних кани­кул.

Педагоги разделяют с семьей ответственность за приня­тие решений относительно обучения их детей:

• в целях обеспечения последовательности в работе с детьми обсуждают с родителями практические вопро­сы воспитания и развития ребенка, включая влияние культурной среды;

• предоставляют информацию о развитии и обучении ре­бенка, которую родители могут использовать дома;

• обеспечивают ресурсы, которые родители могут ис­пользовать для развития и дополнения занятий, прово­димых в детском саду.

Педагоги используют свои знания относительно развития детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять своеобразие каждой группы и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каж­дого ребенка.

Педагоги способствуют развитию положительной само­оценки дошкольников и младших школьников, взаимодей­ствуя с отдельными детьми, применяя свои знания об особен­ностях развития детей:

• взаимодействуют с каждым ребенком, проявляя лю­бовь, заинтересованность и уважение;

• называют детей по именам, говорят с ними дружелюб­но, вежливо, на уровне глаз ребенка;

• взаимодействуют не только вербально, но и посред­ством улыбок, прикосновений, держания на руках;

• знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения за определенный период времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и успе­хи каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы каждый получил признание его достижений;

• сообщают семьям об успехах их детей.

Педагоги понимают, что между детьми существуют раз­личия в характере и темпе развития, мышлении, языке и со­циальных возможностях, это обусловлено индивидуальными и культурными особенностями:

• способствуют индивидуальному росту, соответствую­щему темпам развития;

• обращаются с детьми любой расы, этнической группы, религии, социальной принадлежности, культуры, пола с равным уважением и вниманием;

• предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий;

• признают индивидуальные потребности детей, включая детей с проблемами, обеспечивают условия для удов­летворения различных нужд;

• разрабатывают задания, учитывая индивидуальные сти­ли обучения;

• предоставляют детям право выбора видов деятельнос­ти и время для игр и самостоятельной работы.

Педагоги знакомятся с культурой, историей, ценностями и особенностями семей и отдельных воспитанников:

• беседуют с каждым ребенком о людях, местах и вещах, которые для него значимы;

• предоставляют возможность обмениваться идеями с другими детьми;

• используют материалы и оборудование, отражающие многообразие детей и семей, представленных в группе.

 

Дорогие родители!

Вы вправе ожидать от воспитателей и других сотрудников детского сада или школы именно такого поведения.

Вы вправе сами инициировать такое поведение сотрудни­ков. Задавайте им вопросы, обращайтесь за информацией, предлагайте свои идеи.
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (11.11.2011)
Просмотров: 2901 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru