Практика, ориентированная на семью, не определяется
как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания придерживаться
ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью
прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком,
сотрудничать с ними.
Мы предлагаем рассмотреть принципы, являющиеся движущей
силой такой практики, в равной степени применимые в различных образовательных,
медицинских или социальных учреждениях:
1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая,
что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его
развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в
образовании ребенка и уходе за ним.
2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения,
принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов
семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей,
отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка. Если
родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся
обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность
овладеть умениями, которые потребуются для отстаивания его интересов в
будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери и
в последующие годы будет весьма велика.
3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять
всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип
предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей,
содействовать мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения
изменяющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обеспечении доступа к
официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также
координацию этих услуг. Информация об общественных ресурсах может оказаться полезной
для всех семей, а особенно для тех, где есть дети со специфическими
потребностями. Новаторские, гибкие и чутко реагирующие на различные нужды
семей формы работы с дошкольниками повышают способность родителей должным
образом заботиться о своих детях.
Для того, чтобы определить степень использования вашим
дошкольным учреждением форм и методов работы, ориентированных на семью,
попробуйте провести самоанализ по представленным ниже практическим
показателям. Эти показатели отражают лишь некоторые из многочисленных
возможных моделей поведения сотрудников детского сада и являются только
ориентирами, поскольку практику, ориентированную на семью, необходимо
адаптировать к каждому конкретному детскому саду и к определенной ситуации.
Использование навыков положительного общения
• Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка,
чем указываем или даем советы.
• Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной
форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
• Используем индивидуальные формы направления информации
семьям и получения сведений от них.
• Даем родителям возможность понять, что мы готовы
обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
• Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной
программы, спрашиваем, чего хотят они.
• Своевременно и положительно реагируем на предложения,
идеи и просьбы родителей.
• Стараемся разрешать проблемы во время совместного с
семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Предоставление членам семей возможности делать выбор и
принимать решения
• Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для
своих детей и для себя; вместе составляем список целей, выраженных словами
самих родителей.
• При планировании и предоставлении услуг относимся к
родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.
• Совместно с родителями определяем стратегии обучения
и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего
соответствуют их потребностям и ресурсам.
• Предоставляем родителям право выбора в вопросе о
том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего
ребенка.
• Регулярно выясняем мнение родителей об эффективности
выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они
хотели бы внести.
Определение и использование положительных черт,
сильных сторон ребенка и семьи
• Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях
и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров,
посредством записок и т. д.
• Получаем от родителей информацию о долгосрочных
целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.
• Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их
ребенка и выражаем им благодарность.
• Предлагаем родителям сформулировать цели и действия
в тех направлениях, в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план
развития.
• Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное
положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Уважение разнообразия и уникальности семей
• Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже
если они не совпадают с нашими собственными.
• Стараемся выработать у себя понимание культурных
ценностей семей, с которыми работаем.
• Принимаем ценности семей, даже если они входят в
конфликт с нашими собственными.
Создание дружелюбного партнерства между детским садом
и семьей
Предоставляем всем членам семьи возможность для активного
участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом
чувствовали себя комфортно. Даем родителям возможность участвовать в принятии
решений, касающихся проведения мероприятий в группе. Привлекаем родителей к
обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать
себя легко и комфортно.
Готовы принимать родителей в своей группе и в детском
саду в любое время на протяжении всего дня. Помогаем семьям в поиске других
общественных услуг, в которых они нуждаются.
Для того, чтобы закрепить партнерские отношения между
дошкольным учреждением и родителями, можно заключить с семьей договор о
сотрудничестве и взаимопомощи. Предлагаем следующий вариант такого документа.
Договор между семьей и педагогическим коллективом
Обязательства педагогического коллектива Мы обязуемся:
• Относиться к вашему ребенку и семье индивидуально.
• Навестить ребенка дома хотя бы раз в год.
• Один раз в два месяца проводить информативное родительское
собрание.
• Создать условия, чтобы вы могли переговорить с воспитателями
всякий раз, когда оставляете и забираете вашего ребенка.
• Обеспечить конфиденциальность информации личного
характера.
• Организовать благоприятную среду для вашего ребенка.
• Создать ребенку условия для разнообразных видов деятельности,
соответствующих его возрасту и интересам.
• Обеспечить обстановку благожелательности и поддержки
для членов семьи, которые придут помочь воспитателям.
• Регулярно сообщать вам об успехах ребенка.
• Сообщать обо всех случаях заболеваний или травматизма
ребенка.
Обязательства родителей Мы (Я) обязуемся:
• Приводить и забирать своего ребенка в установленное
время.
• Проводить некоторое время в группе по мере возможности.
• Добровольно помогать педагогическому коллективу в
его работе.
• Содействовать посещению воспитателями семей на дому.
• Одевать ребенка по погоде и ситуации.
• Информировать педагогический коллектив о том, что в
ребенке вызывает нашу озабоченность.
• Знакомиться с содержанием записок и других сообщений
воспитателей, присылаемых на дом.
• Посещать родительские собрания.
• Участвовать в принятии решений относительно обучения
и воспитания ребенка, в обсуждении той части содержания учебной программы,
которая может быть выполнена дома.
Подпись членов семьи_ Дата_
Подпись педагогов_Дата_
Итак, для налаживания сотрудничества, прежде всего,
следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности
вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит,
отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Традиционная роль педагога
|
Педагог-партнер
|
Выступающий мудрец (вещает, указывает, как надо
поступать)
|
Гид
(ведет, опираясь на инициативу участников)
|
Руководит
|
Задает вопросы
|
Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию
о его развитии
|
Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними
оценивает его развитие
|
Ответы на все вопросы знает сам
|
Ищет решение проблем вместе с родителями
|
Традиционная роль педагога
|
Педагог-партнер
|
Ставит цели развития для ребенка и группы в целом
|
Узнает цели и пожелания родителей в отношении их
ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения
|
Задает родителям задания на дом
|
Вместе с родителями обсуждает и находит те виды
деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни
|
Часто применяет специальные слова (термины)
|
Говорит так, чтобы родителям было понятно
|
Ожидает, что родители будут относиться к нему как
знатоку-специалисту
|
Помогает родителям оценить свои силы и знания,
убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться
у родителей
|
|
|
|
Для успешного взаимодействия с семьей педагогам необходимо
также изучить международные стандарты, касающиеся организации работы с
родителями.
Международные стандарты ІББА, определяющие стиль работы персонала с родителями и
детьми в детском саду и в начальной школе
Уважаемые родители!
Постарайтесь проанализировать, соответствует ли работа
детского сада, услугами которого вы пользуетесь, данным стандартам.
Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры,
чтобы обеспечить максимальную поддержку в удовлетворении потребностей детей,
возникающих в процессе обучения и развития.
Педагоги приглашают родителей и других членов семей в
группу для участия в учебном процессе:
• вывешивают плакаты, приветствующие приход родителей
в группу;
• помогают пришедшим родителям включиться в игры и
занятия детей.
Педагоги регулярно общаются с родителями и членами
семей, обсуждают с ними способы поддержки развития ребенка:
• обсуждают прогресс и достижения ребенка, возникающие
у него трудности;
• обсуждают и находят возможные способы поддержки
развития ребенка;
• по телефону сообщают информацию о повседневных
событиях и изменениях в физическом или эмоциональном состоянии ребенка.
Педагоги собирают информацию об интересах, увлечениях,
культурных особенностях и профессиях членов семьи, а также поощряют любое
участие в деятельности группы:
• используют различные виды письменной информации (например,
объявления, личные приглашения, бюллетени, информационные листовки и т. п.)
для того, чтобы сообщить родителям о проектах и мероприятиях, проводимых в
группе, и пригласить принять участие в них;
• поощряют участие семей в организации походов, экскурсий,
семейных вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, лагерей, а также летних
или зимних каникул.
Педагоги разделяют с семьей ответственность за принятие
решений относительно обучения их детей:
• в целях обеспечения последовательности в работе с
детьми обсуждают с родителями практические вопросы воспитания и развития
ребенка, включая влияние культурной среды;
• предоставляют информацию о развитии и обучении ребенка,
которую родители могут использовать дома;
• обеспечивают ресурсы, которые родители могут использовать
для развития и дополнения занятий, проводимых в детском саду.
Педагоги используют свои знания относительно развития
детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы
понять своеобразие каждой группы и учесть уникальные потребности и
потенциальные возможности каждого ребенка.
Педагоги способствуют развитию положительной самооценки
дошкольников и младших школьников, взаимодействуя с отдельными детьми, применяя
свои знания об особенностях развития детей:
• взаимодействуют с каждым ребенком, проявляя любовь,
заинтересованность и уважение;
• называют детей по именам, говорят с ними дружелюбно,
вежливо, на уровне глаз ребенка;
• взаимодействуют не только вербально, но и посредством
улыбок, прикосновений, держания на руках;
• знают сильные стороны личности каждого ребенка и его
достижения за определенный период времени; ежедневно выявляют индивидуальные
навыки и успехи каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы
каждый получил признание его достижений;
• сообщают семьям об успехах их детей.
Педагоги понимают, что между детьми существуют различия
в характере и темпе развития, мышлении, языке и социальных возможностях, это
обусловлено индивидуальными и культурными особенностями:
• способствуют индивидуальному росту, соответствующему
темпам развития;
• обращаются с детьми любой расы, этнической группы,
религии, социальной принадлежности, культуры, пола с равным уважением и
вниманием;
• предоставляют детям равные возможности принимать
участие во всех видах занятий;
• признают индивидуальные потребности детей, включая
детей с проблемами, обеспечивают условия для удовлетворения различных нужд;
• разрабатывают задания, учитывая индивидуальные стили
обучения;
• предоставляют детям право выбора видов деятельности
и время для игр и самостоятельной работы.
Педагоги знакомятся с культурой, историей, ценностями
и особенностями семей и отдельных воспитанников:
• беседуют с каждым ребенком о людях, местах и вещах,
которые для него значимы;
• предоставляют возможность обмениваться идеями с
другими детьми;
• используют материалы и оборудование, отражающие
многообразие детей и семей, представленных в группе.
Дорогие родители!
Вы вправе ожидать от воспитателей и других сотрудников
детского сада или школы именно такого поведения.
Вы вправе
сами инициировать такое поведение сотрудников. Задавайте им вопросы,
обращайтесь за информацией, предлагайте свои идеи. |