Психологическая
этика проявляется в позиции педагога, его умении провести собрание или
воспитательную консультацию.
1.
Первое родительское собрание (в детском саду или школе) закладывает основу
отношений.
Большинство
педагогов начинают родительское собрание с подробной и настойчивой информации о
часах работы, оплате и других организационных вопросах, таких, как питание,
сон, закаливание и т.д. Родителей приглашают к активной совместной работе (или
высказывают нарекания). Ситуация напоминает первое выступление учителя перед
учениками в начале учебного года, ставящего себе целью напомнить детям об их
долге.
Между
тем структура первого родительского собрания может быть следующей:
Приветствие.
Благодарность
родителям за их решение отдать ребенка именно в
это образовательное учреждение (это освобождает
от чувства вины перед ребенком за этот шаг, особенно если это дошкольное
учреждение).
Обращение
к родителям с просьбой о сотрудничестве (вместо замечаний). Рассказать,
что совместные беседы утром и вечером способствуют большему пониманию ребенка:
почему он сломал игрушку, почему не может выйти к доске или почему спит на
первых уроках. Свободное упоминание педагогических проблем («Во
всех семьях случается, что ...», «В первое время у многих детей наблюдается
...»). Это показывает, что для педагога это
привычные трудности и что с ними можно справиться.
«Облегчающее»
пояснение, что дети в группе или классе чаще всего
более примерны и дисциплинированы, чем дома. Известно, что где отношения
интенсивнее, там больше поводов для конфликтов.
В
конце следует сказать о том, что воспитательные трудности неизбежны и
педагоги, имеющие многолетний опыт работы с сотнями детей, могут иногда лучше
разрешать трудные ситуации, чем мать или отец. Важно также уверить родителей,
что они всегда могут рассчитывать на доброжелательный совет и помощь.
2.
Работа с проблемными группами - наиболее эффективная форма работы с родителями.
В каждой группе присутствуют на собрании или консультации родители,
объединенные одним интересом или проблемой. Если в группе объединились родители
детей с девиантным поведением, то педагогу необходимо выбрать тактику
проведения беседы или консультации. Все эти родители, независимо от материального
положения и уровня образования, испытывают тревогу по поводу своих детей и
вину, что не смогли воспитать их правильно. Такие мамы и папы не любят ходить в
школу, ибо ожидают, что их будут ругать, поэтому часто ссылаются на занятость
или забывчивость. Сопротивление родителей связано с формой проведения подобных
мероприятий. Только в том случае, если родитель уверен, что педагог не считает
его ни на что не способным, бессердечным, безответственным человеком, и что они
характерны и для других родителей (в том числе и
для того, кто консультирует), он сможет
свободно говорить - без чувства стыда и без риска потерять самоуважение.
Опираться
на положительный опыт родителей. Просчет
некоторых педагогов в процессе работы с родителями заключается в том, что они
часто говорят об ошибках воспитания. Раньше был очень удачный метод просвещения
родителей, когда они на собраниях и совместных встречах за круглым столом или
за самоваром делились опытом положительного воспитания своих детей. Это не было
укором для других родителей, но повышало чувство достоинства у родителей,
которые выступали на таких «посиделках». В
каждой семье есть положительный опыт. Педагогу необходимо только подсказать
родителям, чем они могут поделиться с другими: кто-то физически развивает
детей, владеет эффективной техникой закаливания, кто-то интеллектуально
развивает, кто-то регулярно посещает музеи и знает каждый уголок родного
города, кто-то учит детей рукоделию. Для этого важно регулярно беседовать с
родителями, знать семьи и стараться увидеть в каждой что-то положительное.
Повышать
приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной
деятельности: детей, родителей, педагогов. Традиции
семьи чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают дух
семьи, атмосферу взаимодействия. Родители ребенка перенимают эти
традиции от своих
старших родственников, это дает им чувство, что они «хорошие
дети», и в то же время претворяют эти традиции
в своей семье, значит - «хорошие жители».
Постепенно в семье создаются и новые традиции,
которых не было раньше, и это укрепляет чувство «собственной
семьи». Уважительное отношение педагогов к
традициям семьи воспитанников способствует укреплению
взаимопонимания
между учителем и семьей.
Учитывать
особенности воспитания в каждой семье. В работе с
родителями педагоги часто пользуются стандартным подходом ко всем без исключения.
Безусловно, подходы к каждой семье должны быть свои. Некоторые родители хотят
рствовать себя детьми и ждут от учителя подсказки и совета. Некоторые даже
желают получить указание за свою «неправильную
заботу» о ребенке только после этого с ними можно
начинать сотрудничать.
В
каждой семье свои проблемы, свои конфликты, которые ребенок приносит в школу
или детский сад. Если мы хотим помочь ребенку, прежде всего, нужно стараться понять
суть проблемы родителей, только после того, как мать или отец почувствуют. Если
наш интерес относится также и к ним, они смогут проникнуться к нам доверием.
|