При всей своей полезности новый подход к
взаимодействию с семьей на принципах андрогогики сначала (и даже дольше) является
в целом для коллектива стрессовым фактором: ведь он должен быть интегрирован в
контекст всей деятельности детского сада, а на это требуется время для
перестройки и адаптации. Преодоление естественного сопротивления, недоверия,
нежелания со стороны педагогов, постепенное приобретение авторитета, повышение
мотивации участия в экспериментальной работе путем нахождения общих интересов
к цели эксперимента и целям его участников, личная вовлеченность — все это
многотрудный и систематический процесс, который не всегда бывает полностью
удовлетворительным. Это длительная работа, имеющая отсроченный результат, как,
впрочем, и любая деятельность, претендующая на изменение установок, изменение
поведения. Работа с коллективом обязательно проходит четыре стадии:
I — подготовка (мотивационная);
II — осознание (когнитивная);
III — переоценка (аффективная);
IV — действие (поведенческая).
Как и всякий жизненный неуспех, неудачи в освоении
знаний наносят людям серьезную психологическую травму. Учеба должна давать
удовлетворение, вносить благотворные перемены в жизнь, облегчать ее.
Другая трудность — нескоординированность,
разобщенность специалистов ДОУ. Функциональная загруженность создает впечатление
чрезмерной нагрузки и, как следствие, мнение о приоритетности своей работы.
Такая установка — серьезная помеха сотрудничеству и реализации принципа
взаимодействия. Ощущение недооцененности, усталости от общения и связанных с
этим стрессов, эмоциональной отстраненности, тревоги имеет два источника с
одной стороны, глубинные аспекты личности, с другой — специфика профессии.
Декларация принципа развития и сотрудничества и реализация этого принципа
различаются в теории и на практике.
Но включение родителей в развивающее педагогическое
пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами
саморазвития и профессионального самосовершенствования) приводит к изменению
всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива,
самих родителей.
Обратимся к данным опроса воспитателей об их ожиданиях
от взаимодействия с семьей.
Содержание ответов:
1 — ожидание воспитателями более внимательного
отношения родителей к проблемам воспитания детей — 82%;
2 — ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей
— 65%;
3 — ожидание материально-хозяйственной помощи от семьи
— 47%;
4 — ожидание от родителей добросовестного выполнения
ими режимных моментов — 31%;
5 — готовность воспитателей узнать об индивидуальных
особенностях детей от родителей — 29%;
6 — отсутствие целей в отношении работы с семьей и
родителями — 18%.
Кроме этого, воспитателям были заданы следующие
вопросы:
1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в
отношении работы с родителями.
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами,
приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить
их взаимоотношения с детьми.
3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе
как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
4. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, могут
научиться родители у специалистов?
5. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд,
педагогический персонал может научиться у родителей?
6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы
семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее
участвовала в ней?
Обратите внимание на открытую форму вопросов,
предполагающую ответы в свободной форме, что позволяет получить разнообразные
варианты, возможно, и те, которые не могут быть учтены при интерпретации
готовых вариантов ответов.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно
быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, передать свои
знания. Другой важный вывод касался необходимости идеологической, философской
осмысленности повседневной работы, что поднимало бы ее на новый уровень,
придавало ей смысл, окрыляло. Поэтому важны консультации для воспитателей и
педагогов детского сада (особенно — компенсирующего вида, где проблема
сотрудничества и взаимодействия специалистов стоит особенно остро).
Сравнительный анализ ответов педагогов вашего
коллектива с представленными здесь может помочь сделать важные для дальнейшей
работы ДОУ выводы. Ответы респондентов распределились следующим образом.
1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в
отношении работы с родителями, % ответов:
а) привлечь родителей к проблемам воспитания детей в
детском саду — 82;
б) материально-хозяйственная помощь — 47;
в) правильная организация досуга детей и родителей —
18;
г) соблюдение всех требований воспитателя, внимание к
нему — 12;
д) нет целей — 18.
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами,
приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить
их взаимоотношения с детьми, % ответов:
а) консультации, беседы, собрания, педагогическая
литература, наглядные пособия, папки-передвижки — 100;
б) советую больше времени проводить с ребенком — 100;
в) направляю на консультацию к психологу — 6.
3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе
как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители, %
ответов:
а) уважительное, хорошее; взаимопонимание — 100;
б) соблюдение режимных моментов — 47;
в) желание помочь в учебном процессе, преемственность
— 18;
г) как к хорошему педагогу, который может ответить на
интересующие вопросы, — 6.
4. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, могут
научиться родители у профессионалов, % ответов:
а) выдержке, терпению, такту, доброжелательности,
гуманному отношению — 100;
б) правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим
приемам в обучении детей — 65;
в) знанию психологических, возрастных особенностей
детей, требовательности и вниманию к детям — 59;
г) жить жизнью ребенка — 6.
5. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд,
педагогический персонал может научиться у родителей, % ответов:
а) у родителей — ничему — 70;
б) индивидуальному подходу к ребенку в семье — 29;
в) у некоторых — профилактике простудных заболеваний —
6.
6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы
семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее
участвовала в ней, % ответов:
а) родительские собрания, праздники, открытые
просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы
с детьми — 88;
б) соблюдение правил, режима детского сада, знание
требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов
воспитателей — 65;
в) участие в жизни сада; доброжелательное отношение к
нуждам детского сада; постоянное общение — 53;
г) чтобы каждый родитель один день поработал в саду с
полной ответственностью за каждого ребенка — 6.
Как видно из ответов, воспитатели невысоко оценивают
педагогическую компетентность родителей (вопрос 5). Они практически не ждут
конкретной помощи от родителей, слабо представляют, в чем она может выражаться
(привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду,
материально-хозяйственная помощь). Собственные цели в отношении работы с родителями
расплывчаты (вопрос 1). Свою помощь родителям персонал видит в следующем:
советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Воспитатели высоко оценивают
собственный профессионализм (вопрос 4), особенно по следующим параметрам:
— терпение, уважение, гуманное отношение к детям,
уважение к личности ребенка, знание возрастных особенностей детей — 74%
ответов;
— правильный подход в воспитании детей, знание
дидактических и методических приемов обучения — 23%; именно этому воспитатели
советуют родителям учиться у них.
Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей
сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим, декларативно
приветствующим помощь родителей (без четких целей и ожиданий) отношениям между
семьей и детским садом.
Еще одна трудность — барьеры непонимания.
Есть притча: тонет в местном озере мулла, все сельчане
собрались вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все наперебой
кричат: «Дай руку, мулла, дай, мулла!» Мимо проходил мальчик, увидал эту
картину, подбежал к озеру и говорит:
— Это очень жадный мулла, этак он у вас утонет, надо
кричать: «На, мулла!»
Поиск подходов — дело тонкое...
В психологии общения известны четыре уровня
непонимания:
— фонематический барьер (связан с невнятной, быстрой
речью, речью с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу
высказывания жестикуляции, чрезмерно активной и быстрой жестикуляцией, др.);
— семантический барьер (связан с использованием
жаргонов, непонятной научной или профессиональной терминологии. Несогласованность
представлений о мире из-за разных уровня образования, профессии, индивидуальных
особенностей может приводить к тому, что люди не понимают друг друга: у них
нет общих ассоциаций, знаний, им непонятен культурный контекст друг друга);
— стилистический, или синтаксический барьер (обычно
возникает из-за несоответствия словесной формы эмоциональному содержанию);
— логический барьер (возникает из-за неправильных или
просто неразделяемых логики и аргументов собеседника).
Возможно преодоление барьеров: фонематического — путем
четкой дикции и уместной жестикуляции; семантического — знанием аудитории и
использованием знакомых ей терминов и понятий, вдумчивым введением новых слов;
стилистического — умением оратора правильно структурировать подаваемую информацию,
грамотно использовать стилистически окрашенные слова и выражения (например, не
злоупотреблять канцеляризмами). Следует знать, что лучше всего запоминаются
начало и конец беседы, разговора, а не середина сообщения. Само сообщение
должно быть четко организовано, для этого можно использовать перечисление
(во-первых, во-вторых), делать акценты (сначала о главном, потом о менее
существенном, если то, тогда это, и т.п.); преодоление логического барьера
подразумевает знание психологического настроя слушателей: если аудитория не
очень заинтересована темой сообщения, то оратор ставит цель — пробудить
внимание, и поэтому самый сильный аргумент должен быть приведен в начале
сообщения. Для людей с высокой заинтересованностью применяют восходящую
систему аргументации (от частного к общему). Для малообразованной и
незаинтересованной аудитории — наоборот: нисходящая система аргументации (от
общего к частностям). Обязательно нужно связывать новый материал с тем, что
уже хорошо известно обучающимся. Знание лучше передается и усваивается цельными
и логически законченными порциями, но никак не бессвязными фрагментами.
Информация, действительно грозящая перестройкой
представления о мире, встречает сопротивление, которое проявляется обычно в
невнимании к ней. Умение вести беседу заключается в способности управлять
вниманием собеседника (аудитории) и собственным. Причем чем меньше слушающий
задумывается о том, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему.
Если к оратору возникает доверие, то слушатель очень хорошо его воспринимает и
запоминает его выводы, практически не обращая внимание на ход рассуждений. Если
же доверия мало, то к выводам слушатель относится прохладнее, зато очень
внимателен к аргументам и ходу рассуждения. Эти особенности восприятия следует
учитывать в работе.
Любое
обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Начать
следует с общей оценки того, что имеется и что предстоит сделать. Сначала нужно
спланировать свои действия, затем проработать отдельные детали. |