Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 11:57

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

При всей своей полезности новый подход к взаимодействию с семьей на принципах андрогогики сначала (и даже дольше) являет­ся в целом для коллектива стрессовым фактором: ведь он должен быть интегрирован в контекст всей деятельности детского сада, а на это требуется время для перестройки и адаптации. Преодоление ес­тественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны пе­дагогов, постепенное приобретение авторитета, повышение мотива­ции участия в экспериментальной работе путем нахождения общих интересов к цели эксперимента и целям его участников, личная вовлеченность — все это многотрудный и систематический процесс, который не всегда бывает полностью удовлетворительным. Это дли­тельная работа, имеющая отсроченный результат, как, впрочем, и любая деятельность, претендующая на изменение установок, изме­нение поведения. Работа с коллективом обязательно проходит четы­ре стадии:

I — подготовка (мотивационная);

II — осознание (когнитивная);

III — переоценка (аффективная);

IV — действие (поведенческая).

Как и всякий жизненный неуспех, неудачи в освоении знаний наносят людям серьезную психологическую травму. Учеба должна давать удовлетворение, вносить благотворные перемены в жизнь, облегчать ее.

Другая трудность — нескоординированность, разобщенность спе­циалистов ДОУ. Функциональная загруженность создает впечатле­ние чрезмерной нагрузки и, как следствие, мнение о приоритетно­сти своей работы. Такая установка — серьезная помеха сотрудниче­ству и реализации принципа взаимодействия. Ощущение недооцененности, усталости от общения и связанных с этим стрес­сов, эмоциональной отстраненности, тревоги имеет два источника с одной стороны, глубинные аспекты личности, с другой — специ­фика профессии. Декларация принципа развития и сотрудничества и реализация этого принципа различаются в теории и на практике.

Но включение родителей в развивающее педагогическое про­странство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершен­ствования) приводит к изменению всех участников педагогиче­ского процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих ро­дителей.

Обратимся к данным опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей.

Содержание ответов:

1 — ожидание воспитателями более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей — 82%;

2 — ожидание, что родители станут выполнять советы воспита­телей — 65%;

3 — ожидание материально-хозяйственной помощи от семьи — 47%;

4 — ожидание от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов — 31%;

5 — готовность воспитателей узнать об индивидуальных особен­ностях детей от родителей — 29%;

6 — отсутствие целей в отношении работы с семьей и родителями — 18%.

Кроме этого, воспитателям были заданы следующие вопросы:

1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, при­емами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стара­ясь улучшить их взаимоотношения с детьми.

3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?

4. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов?

5. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и актив­нее участвовала в ней?

Обратите внимание на открытую форму вопросов, предполагаю­щую ответы в свободной форме, что позволяет получить разнооб­разные варианты, возможно, и те, которые не могут быть учтены при интерпретации готовых вариантов ответов.

Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, передать свои знания. Другой важный вывод касался необходимости идео­логической, философской осмысленности повседневной работы, что поднимало бы ее на новый уровень, придавало ей смысл, окрыляло. Поэтому важны консультации для воспитателей и педа­гогов детского сада (особенно — компенсирующего вида, где про­блема сотрудничества и взаимодействия специалистов стоит осо­бенно остро).

Сравнительный анализ ответов педагогов вашего коллектива с представленными здесь может помочь сделать важные для дальней­шей работы ДОУ выводы. Ответы респондентов распределились сле­дующим образом.

1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями, % ответов:

а) привлечь родителей к проблемам воспитания детей в дет­ском саду — 82;

б) материально-хозяйственная помощь — 47;

в) правильная организация досуга детей и родителей — 18;

г) соблюдение всех требований воспитателя, внимание к нему — 12;

д) нет целей — 18.

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, при­емами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стара­ясь улучшить их взаимоотношения с детьми, % ответов:

а) консультации, беседы, собрания, педагогическая литера­тура, наглядные пособия, папки-передвижки — 100;

б) советую больше времени проводить с ребенком — 100;

в) направляю на консультацию к психологу — 6.

3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители, % ответов:

а) уважительное, хорошее; взаимопонимание — 100;

б) соблюдение режимных моментов — 47;

в) желание помочь в учебном процессе, преемственность — 18;

г) как к хорошему педагогу, который может ответить на ин­тересующие вопросы, — 6.

4. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у профессионалов, % ответов:

а) выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуман­ному отношению — 100;

б) правильному подходу к воспитанию, методикам и дидак­тическим приемам в обучении детей — 65;

в) знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям — 59;

г) жить жизнью ребенка — 6.

5. Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей, % ответов:

а) у родителей — ничему — 70;

б) индивидуальному подходу к ребенку в семье — 29;

в) у некоторых — профилактике простудных заболеваний — 6.

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и актив­нее участвовала в ней, % ответов:

а) родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями резуль­татов работы с детьми — 88;

б) соблюдение правил, режима детского сада, знание требова­ний сада через наглядную пропаганду; соблюдение родите­лями советов воспитателей — 65;

в) участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуж­дам детского сада; постоянное общение — 53;

г) чтобы каждый родитель один день поработал в саду с пол­ной ответственностью за каждого ребенка — 6.

Как видно из ответов, воспитатели невысоко оценивают пе­дагогическую компетентность родителей (вопрос 5). Они практи­чески не ждут конкретной помощи от родителей, слабо представ­ляют, в чем она может выражаться (привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду, материально-хозяй­ственная помощь). Собственные цели в отношении работы с ро­дителями расплывчаты (вопрос 1). Свою помощь родителям пер­сонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация ли­тературы и т.д. Воспитатели высоко оценивают собственный про­фессионализм (вопрос 4), особенно по следующим параметрам:

— терпение, уважение, гуманное отношение к детям, уважение к личности ребенка, знание возрастных особенностей детей — 74% ответов;

— правильный подход в воспитании детей, знание дидактиче­ских и методических приемов обучения — 23%; именно этому воспитатели советуют родителям учиться у них.

Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сво­дится к взаимно вежливым, односторонне обучающим, деклара­тивно приветствующим помощь родителей (без четких целей и ожи­даний) отношениям между семьей и детским садом.

Еще одна трудность — барьеры непонимания.

Есть притча: тонет в местном озере мулла, все сельчане собра­лись вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все наперебой кричат: «Дай руку, мулла, дай, мулла!» Мимо проходил мальчик, увидал эту картину, подбежал к озеру и говорит:

— Это очень жадный мулла, этак он у вас утонет, надо кричать: «На, мулла!»

Поиск подходов — дело тонкое...

В психологии общения известны четыре уровня непонимания:

— фонематический барьер (связан с невнятной, быстрой ре­чью, речью с акцентом, с использованием не соответствую­щей смыслу высказывания жестикуляции, чрезмерно актив­ной и быстрой жестикуляцией, др.);

— семантический барьер (связан с использованием жаргонов, непонятной научной или профессиональной терминологии. Не­согласованность представлений о мире из-за разных уровня образования, профессии, индивидуальных особенностей мо­жет приводить к тому, что люди не понимают друг друга: у них нет общих ассоциаций, знаний, им непонятен культур­ный контекст друг друга);

— стилистический, или синтаксический барьер (обычно возни­кает из-за несоответствия словесной формы эмоциональному содержанию);

— логический барьер (возникает из-за неправильных или про­сто неразделяемых логики и аргументов собеседника).

Возможно преодоление барьеров: фонематического — путем четкой дикции и уместной жестикуляции; семантического — зна­нием аудитории и использованием знакомых ей терминов и по­нятий, вдумчивым введением новых слов; стилистического — умением оратора правильно структурировать подаваемую инфор­мацию, грамотно использовать стилистически окрашенные слова и выражения (например, не злоупотреблять канцеляризмами). Следу­ет знать, что лучше всего запоминаются начало и конец беседы, разговора, а не середина сообщения. Само сообщение должно быть четко организовано, для этого можно использовать перечисление (во-первых, во-вторых), делать акценты (сначала о главном, по­том о менее существенном, если то, тогда это, и т.п.); преодоле­ние логического барьера подразумевает знание психологического настроя слушателей: если аудитория не очень заинтересована те­мой сообщения, то оратор ставит цель — пробудить внимание, и поэтому самый сильный аргумент должен быть приведен в нача­ле сообщения. Для людей с высокой заинтересованностью приме­няют восходящую систему аргументации (от частного к общему). Для малообразованной и незаинтересованной аудитории — на­оборот: нисходящая система аргументации (от общего к частно­стям). Обязательно нужно связывать новый материал с тем, что уже хорошо известно обучающимся. Знание лучше передается и усваивается цельными и логически законченными порциями, но никак не бессвязными фрагментами.

Информация, действительно грозящая перестройкой представ­ления о мире, встречает сопротивление, которое проявляется обыч­но в невнимании к ней. Умение вести беседу заключается в спо­собности управлять вниманием собеседника (аудитории) и соб­ственным. Причем чем меньше слушающий задумывается о том, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Если к оратору возникает доверие, то слушатель очень хорошо его воспринимает и запоминает его выводы, практически не обращая внимание на ход рассуждений. Если же доверия мало, то к выво­дам слушатель относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения. Эти особенности восприятия сле­дует учитывать в работе.

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно пра­вильно организовано. Начать следует с общей оценки того, что имеется и что предстоит сделать. Сначала нужно спланировать свои действия, затем проработать отдельные детали.
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (31.10.2011)
Просмотров: 3496 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru