Работу в данном направлении можно представить, оформив
ДОУ как экспериментальную площадку. Такая работа — попытка создать равновесие и
взаимодействие между психолого-педагогической теорией и практикой.
Поиск удобной и приемлемой формы взаимодействия семьи
и детского сада требует не только времени. Для этого нужно:
♦ сформулировать проблему, определить запросы и цели
участников эксперимента;
♦ оформить экспериментальную площадку (заключить
договор с районным учебно-методическим центром, с организацией, которая
выступит в роли консультанта, или ведущей организацией; заключить договоры с
учреждениями (училищами, вузами), для которых детский сад на время
экспериментальной работы выступит практической базой и т.д.);
♦ обеспечить кадрами и разработать функциональные
обязанности;
♦ продумать материально-техническое оснащение
эксперимента;
♦ разрабатывать и реализовывать экспериментальную
программу;
♦ в дальнейшем проанализировать подготовленный продукт
с точки зрения целесообразности и возможности его переноса в другие учреждения.
Любую деятельность, в том числе научную, целесообразно
разбивать на этапы для удобства контроля соответствия полученных промежуточных
этапов основной задаче эксперимента.
Примерная программа опытно-экспериментального
исследования
Первый этап. Подготовительный
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концепцию, подготовить
материально-техническую базу, решить вопрос о заключении договора на научное
руководство, подобрать квалифицированные педагогические кадры, изучить
аналогичный опыт работы.
Второй этап. Организационный
Цель: составить програму работы с родителями.
Задачи: диагностировать родительские качества и стили
воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению
методов сотрудничества семьи и детского сада; продолжать работу с кадрами,
искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
Третий этап. Аналитический
Цель: систематизировать методический материал;
сопоставлять промежуточные результаты с задачей эксперимента.
Задачи: количественная и качественная обработка
промежуточных итогов работы.
Четвертый этап. Заключительный
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в
виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с персоналом
детского сада.
Задачи: представлять опыт в виде сборника по итогам
эксперимента или создавать методики, проводить обучающие семинары и т.п.
(возможен и отрицательный результат, который также важен своими выводами о
том, почему выбранное направление работы не привело к ожидаемому результату,
чтобы учесть эти особенности или вообще отказаться от движения в этом
направлении и выбрать другой путь).
Следует продумать способы анализа и оценки (или
мониторинг) работы.
Мониторинг — постоянное наблюдение за каким-либо
процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или
первоначальным предположениям; наблюдение, оценка и прогноз состояния
каких-либо явлений.
1. Составление схемы взаимодействия персонала и
родителей с учетом особенностей стиля воспитания ребенка с дизонтогенезом речи
в семье.
2. Изучение индивидуально-типологических особенностей
родителей, имеющих детей с проблемами речи.
3. Изучение аналитических сведений о стилях воспитания
в семье, где растет ребенок с проблемами речевого развития.
4. Составление библиотеки для родителей и персонала.
5. Изучение новационных направлений в работе с семьей.
Обязательно следует определить предполагаемый конечный
результат эксперимента: во имя чего затевается столь долгая и трудоемкая
работа.
|