Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 17:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему моз­говой организацией психических процессов. По данным главного спе­циалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают раз­личными заболеваниями. С 1992 в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста на­рушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психи­ческие расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показа­телями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами раз­вития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению пси­хологов, заключается в получении родителями объективной ин­формации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обо­ими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его меди­цинского и психологического статуса нередко приводят к возник­новению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаи­модействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспита­нии ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «деприви-рованным материнством», проявляющимся не только в индивиду­альных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен со­циального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, спе­цифику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ре­бенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о по­томстве. Формирование такой способности и способов удовлетво­рения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов станов­ления материнства:

первый — отношения ребенка (девочки) с собственной ма­терью, начиная с раннего детства. В этот период формирует­ся понимание сути детско-родительского взаимодействия;

второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты роди­тельского поведения);

третий — подражание. Реальное участие в отношении к живо­му ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребен­ком (включает подэтапы: беременность, постнатальный пе­риод и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмо­циональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимо­отношениях с собственными родителями, личностные особеннос­ти и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, по­тому что «заброшены» родителями, их потребность в привязан­ности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут мате­ринские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, ослож­нения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные пере­живания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ре­бенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стерео­типах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует на­правлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у роди­телей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное об­щение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеар­ная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовлен­ность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным си­туациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рас­сматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники куль­турных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по пси­хологическим причинам.

В психологической литературе описаны типичные профили ро­дительского отношения к ребенку (табл. 1).

Таблица 1

Родительские отношения

Группа семей

Подгруппа

Характеристика родительского отношения

 

Благопо­лучные семьи

Понимающие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют иа различные ситуации, спо­собны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и прини­мают ребенка таким, каков ои есть. Чувствитель­ны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях

 

 

Покрови-

тельствующие

Родители хорошо знают своего ребенка, реаль­но оценивают его самого и его поступки, адек­ватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единствен­но правильной

 

Безразлич­ные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних ре­зультатах и фактах, чем о причинах и пережи­ваниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хо­рошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе

Неблаго­получные семьи

Подавляю­щие

Отличаются наибольшей степенью эмоцио­нального отвержения ребенка, большим коли­чеством запретов, приказов. Родители увере­ны, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряжен­ностью и носят переменчивый, неустойчивый характер

 

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышен­ной тревожностью, неуверенностью, в реаль­ности они плохо знают своих детей, чувстви­тельны по отношению к ним, но ие уверены в правильности своего поведения и поэтому по­рой жестоки к ребенку. Отношения характери­зуются противоречивостью (амбивалентно­стью)

 

Отстранен­ные

Родительская позиция крайне негибкая, жест­кая; полное отсутствие диалогичное™ в отно­шениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему

 

Отвергаю­щие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоцио­нальных отношениях преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ре­бенка закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны







В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитатель­ных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В ча­стности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более ав­торитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания мини­мальная. Факторы среды в совокупности с генетически унаследо­ванными образованиями и условиями воспитания имеют принци­пиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимо­отношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога оказать им помощь. Педагог спо­собствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведе­ния педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «пе­дагог—ребенок—родитель» зависит от системы взаимодействия уча­стников этого процесса.
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (31.10.2011)
Просмотров: 1431 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru