1. Соматическая, в том числе и мозговая организация
поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие
ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому,
интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность
заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку,
остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со
специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным
главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России
профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными
заболеваниями. С 1992 в России постепенно увеличивается число
больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали
появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем.
Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.
В последнее время наметилась угрожающая тенденция
роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические
расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные
статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной
школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными
отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь
процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями
личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет
жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное
неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По
мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть
даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов,
заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их
ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса
психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке
его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению
конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со
специалистами.
2. Современные данные свидетельствуют о том, что в
воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым
образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если
научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы
получаем то, что называют «деприви-рованным материнством», проявляющимся не
только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в
социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.).
Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не
понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка,
потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает
феномен социального сиротства.
Материнство имеет свои особенности. С эволюционной
точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу
и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы,
выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной
заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения
этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования
выделяют несколько этапов становления материнства:
♦ первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью,
начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути
детско-родительского взаимодействия;
♦ второй — игровой, или этап общения со сверстниками
(игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского
поведения);
♦ третий — подражание. Реальное участие в отношении к
живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера
этих отношений;
♦ четвертый — реальное взаимодействие с собственным
ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).
Депривированное материнство реализуется (по крайней
мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной
связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например:
нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт
матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности
и др.
Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому
что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не
удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не
способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого
первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские
чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной
поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается
порочный круг, осложнения всегда печальны.
Матери больных детей чаще связывают свои собственные
переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в
разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт
матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с
ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и
страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании
и своей роли в его патогенезе.
Глубина чувств между ребенком и родителями определяет
все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего
страдает в дисфункциональных семьях.
3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная —
это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со
своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает
самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот
процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная
подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям
и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как
путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди
как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по
браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он
рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья,
обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится
неустойчивым именно по психологическим причинам.
В психологической литературе описаны типичные профили
родительского отношения к ребенку (табл. 1).
Таблица 1
Родительские отношения
Группа семей
|
Подгруппа
|
Характеристика родительского отношения
|
|
Благополучные семьи
|
Понимающие
|
Родители хорошо знают своего ребенка, реально
оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют иа различные
ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения,
диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков ои есть. Чувствительны
к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним,
способны защищать его в любых ситуациях
|
|
|
Покрови-
тельствующие
|
Родители хорошо знают своего ребенка, реально
оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в
общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку
зрения единственно правильной
|
|
Безразличные
|
Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать
больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и
переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие
родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены
и научены поведению, принятому в обществе
|
Неблагополучные семьи
|
Подавляющие
|
Отличаются наибольшей степенью эмоционального
отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены,
что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в
различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят
переменчивый, неустойчивый характер
|
|
Тревожные
|
Родители этой группы отличаются повышенной
тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, чувствительны
по отношению к ним, но ие уверены в правильности своего поведения и поэтому
порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются противоречивостью
(амбивалентностью)
|
|
Отстраненные
|
Родительская позиция крайне негибкая, жесткая;
полное отсутствие диалогичное™ в отношениях с ребенком, повышенные ожидания
и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой
привязанности к нему
|
|
Отвергающие
|
Родители этой группы отстранены от ребенка, не
желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В
эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и
переживаний ребенка закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их
представления о ребенке достаточно адекватны
|
|
|
|
|
|
|
В современных семьях наблюдается уменьшение
«воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности,
идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских
установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные
наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная.
Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и
условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития
его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии
принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром
многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именно педагога
оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом,
созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения
педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится
своеобразной культурой самих детей.
Успех
взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог—ребенок—родитель»
зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
|