Первое посещение ребенком
дошкольного учреждения — событие важное и для ребенка, и для его родителей, и
для сотрудников этого дошкольного учреждения.
Первое время многие дети
чувствуют себя в новых условиях скованно, напряженно. Воспитатель должен
уделить новому ребенку повышенное внимание в целях быстрой адаптации его к новой обстановке:
называть его по имени, к
которому он привык дома, чтобы все запомнили его имя;
попросить родителей дать ему
любимую домашнюю игрушку;
держать его в поле своего
внимания;
подобрать товарищей по игре.
Ситуация. Первое время идет процесс адаптации
ребенка к дошкольному учреждению, воспитателю, сверстникам, и в этот период
особенно важна поддержка со стороны семьи.
В чем семья может и должна
помогать ребенку в период его адаптации к изменившимся условиям жизни?
Решение. Ребенок, пришедший в
дошкольное учреждение, еще не умеет анализировать свое состояние, не может
устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями. Он живет
«здесь и сейчас», эмоционально реагируя на все происходящее.
Родители должны быть в курсе
всех событий, происходящих в ДОУ, чтобы подсказать своему сыну (дочери), как
разумнее поступить в той или иной ситуации, вовремя помочь ему (ей) в
разрешении конфликта, если таковой имеет место, поддержать и ободрить в случае
неудач. Необходимо следить за психическим и физическим здоровьем
малыша.
Ситуация. Малыш явно предпочитает
одиночество обществу сверстников. В его поведении нет привычной
жизнерадостности и непосредственности, что, конечно же, не может быть не
замечено его сверстниками и провоцирует их на особое отношение. Такое
неприятие в детском коллективе усугубляет его изначальную замкнутость. Что
касается взрослых, то с ними ребенок также холоден, сух. Даже игра оставляет
его равнодушным.
С чем может быть связана
такая ситуация?
Решение. Какие-то страхи гнетут
ребенка. Он их скрывает, переживает наедине с собой. Это может быть связано с
взаимоотношениями в семье:
♦ с необдуманными родительскими
угрозами типа: «Вот уйду от тебя!»;
♦ с опасениями и тревогами,
неприятными предчувствиями;
♦ с эмоциональным неприятием
ребенка, особенно при несоответствии его тому полу, который ожидали родители;
♦ с оскорблениями, унижающими чувство достоинства, вроде «Тупица»,
«Бестолочь!» и т. п.
Все это затрудняет развитие
коммуникативных навыков и умений у ребенка, препятствует формированию у него
нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
|