1. В системе социальных отношений взаимодействие
является коммуникацией.
2. Условно можно выделить два типа знаний: о
существовании чего-либо и о смысле этого существующего. Психологически человек
не может выжить в мире, который он себе не в состоянии объяснить и который не
имеет для него смысла. Реальность вокруг нас — это наш субъективный опыт
существования; это то, что мы сами строим из того, что, по всей вероятности,
понимаем или думаем, что знаем (например, один педагог убежден, что родители
заинтересованы в своих детях — это убеждение будет реальностью его
существования, он свои поступки и отношения, т.е. коммуникацию, будет
выстраивать с учетом этой реальности). Поэтому в коммуникации так много
барьеров — смысловых и других, и она так часто бывает проблемной, конфликтной.
3. Мы знаем о существовании роли педагога, родителя,
взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из
участников коммуникации, например педагог — родитель, будет прав, но по-своему.
4. Родители — это, прежде всего, взрослые, чувствующие
себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как на детских
площадках «вспыхивает» мама, если чужие люди делают замечания (даже
справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную ответную
реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного
ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда
позиция воспитателя детского сада «Мы вас научим» оказывается неэффективной,
встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
5. Специалисты — это тоже взрослые, они также
нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного
общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
6. Технологии коммуникации. Важно понимать, что любой
родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку
желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не
удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет
общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку
(субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им
не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической
выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего
во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит
специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается
сообщение, о чем это сообщение и пр.).
7. Необходимые навыки: умение слушать (слушать с
желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника); понимание
невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика,
интонации не должны противоречить содержанию беседы); овладение навыками
передачи и приема обратной связи (прямое обращение к партнеру с просьбой высказать
его мнение относительно ваших действий). Навык выражения неодобрения
(негативная обратная связь): прямое выражение недовольства или неодобрения
действий человека может включать предположение о том, как эти действия
улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным
взрослым:
♦ показать собеседнику свое уважение к нему, отметив
вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать
ему возможность выговориться;
♦ настойчиво обозначить границы, установить их («Я
вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не
готова и не стану»);
♦ исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от
вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия,
которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть,
выпить воды и т.п.);
♦ избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас
так», «все время вы так» и т.п.;
♦ встретиться с родителем, который был в разгневанном
состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас
нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.
8. Профессиональное поведение педагога есть отражение его
нравственной личностной и педагогической идеологии (субъективная реальность).
Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах
педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о
профессиональной деформации личности. Грамотное общение — залог хорошего
психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.
Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей
недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные
знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника
детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания
ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя — одна
из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается
легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к
сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже — в
родительских мотивах (желание иметь в своем распоряжении объект для
манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение,
которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в
собственных детях, потому что это слишком напоминает самого родителя, причем не
с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина
может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно
звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье
мужа; бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что
как мать она ни на что не годна и без нее, бабушки, все пропадут; папа может
быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание
своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все
кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования
семьи осуществляется с помощью системного подхода.
Системный подход формирует объемный, многомерный
взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность
нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить
ситуацию, быть не может.
Семья как любая система — самоорганизующаяся. Иначе
говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями
общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья
может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности,
которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и
наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих),
чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи,
особенно — дети.
Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход
семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования.
Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где
растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от
ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику
как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не
справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится
дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно
подобная семья попадает в поле зрения специалистов.
Системный подход означает, что семья — не просто сумма
ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая
аналогия может лучше иллюстрировать это положение — ингредиенты для супа не то
же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и
сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое,
самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.
Семья — это взаимозависимость одних членов от других:
детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и
наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным.
Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и
одновременно само объясняется их влиянием.
Благодаря системному подходу специалисты научились
помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они
перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов
семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем
сказанное.
♦ Семья — это некая целостность. Изменение одного члена
семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка
влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).
♦ Проблема семьи обязательно рассматривается в
контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение,
скажем ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к
усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя
«ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим
поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью.
♦ Циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике,
то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не
устраняют, но создают видимость стабильности. Например, ситуация, когда девочка
4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая ее жалеет,
кормит вкусно и т.п., повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.
♦ Проблема в семье обязательно выполняет какую-то
функцию. Несмотря на свою болезненность, она часто становится в чем-то выгодной
для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки
членов семьи: им так удобно, привычно, понятно.
Семейные отношения — это отношения власти:
доминирование — подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия взаимоотношений.
Последняя определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены
семьи (например, мама — «жертва», папа — «диктатор», ребенок — «кумир»; папе
дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).
С помощью системного подхода описываются границы
семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень
изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив —
чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей
семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь
ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи.
Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями — подсистемами
(родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы»
могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными.
Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к
своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как
если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее
прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а
где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае
жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между
поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее
членов; или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней
дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, «жертвует»
своей карьерой и личным счастьем «ради дочери». Понятие границ семьи характеризует
эмоциональную близость членов семьи: в сплоченной семье ее члены оказывают
друг другу поддержку и понимание; семья может быть разобщенной, холодной и
неуютной для ее членов;
бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно
привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности — это
ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к
ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и ее
ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки, и на этом основании она склонна
принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот
этого нам не нужно» и пр.).
Психологическое изучение семьи включает исследование:
♦ структуры семьи (состав);
♦ сплоченности;
♦ иерархии отношений;
♦ истории семьи (традиции, правила, ритуалы). Изменения
с кем-то одним заставляют остальных членов семьи
взаимодействовать
друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может
возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений,
поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе
отрицательную. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут
напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов
семьи в намерении -изменить ситуацию, устоять против сопротивления других
членов семьи. Такое сопротивление — нормальное явление, потому что семья — это
система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной.
Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в
какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений»,
дестабилизирующих систему. Некоторые семьи активно сопротивляются любым
изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам
взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка
воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет
адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и
своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу,
предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую
грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.
|