1. Наблюдение — это основной психологический метод
исследования, требующий планирования: определения цели наблюдения, разбивки ее
на задачи, выделения критериев наблюдения, стандартизации полученных данных,
их анализа. Виды наблюдения:
— за одним ребенком;
— за всеми детьми в группе;
— за поведением детей (ответ на вопрос «Что делают
дети?»): за игрой, видами игр, выявление способностей в приобретении навыков и
времени, затрачиваемого на это; за поведением в определенных ситуациях;
— за проявлением определенных проблемных реакций и др.
2. Значение наблюдательности в работе с дошкольниками
и родителями (новый взгляд на группу; смещение акцента с сиюминутного ухода
за ребенком на его личность; развитие навыка активного слушания и наблюдения;
отслеживание закономерностей взаимодействия детей и родителей; отслеживание
разницы в поведении детей с родителями и воспитателями, поиск причин и др.
Многие родители интересуются, как реализуются способности и интересы их
ребенка. Хорошо подкрепить любые замечания результатами наблюдения).
3. Подготовка к наблюдению. Домашнее задание:
«Запишите свои личные цели в отношении участия родителей в педагогическом процессе».
Правила проведения наблюдения:
♦ обдумать, что собираетесь наблюдать;
♦ ценность наблюдений — в последовательности и полноте
записей;
♦ для экономии времени заранее разграфить листы и
снабдить их заголовками;
♦ запастись часами и всегда записывать время и дату
наблюдения; фиксировать частоту повторяемости проблемы, продолжительность,
интенсивность реакции;
♦ всегда придерживаться строгого правила: давать только
описание происходившего, но не свою оценку этому!
4. Обмен записями и наблюдениями с родителями как
проявление умения работать с ними как со взрослыми, постоянно отвечающими за
детей. Эти записи — письменные документы о конкретных детях. Результаты дают
информацию, которую можно уточнить, исправить, не согласиться с ней. Можно
учиться друг у друга. Открытость устраняет отчужденность, родители могут
участвовать в наблюдениях, помогать воспитателям лучше понять ребенка.
Директивы
в воспитании детей. Их психологическое значение
Поведение родителей бессознательно «выдает» их
воспитательные установки. В частности, их можно наблюдать в директивах,
которые могут стать объектом внимательного изучения и помощи родителям (при
необходимости) в коррекции поведения. Психолого-педагогическая работа требует
осознанной фиксации фактов.
Как выглядят родительские установки в повседневной
жизни? Возможно, в виде таких часто повторяющихся фраз, как: «Горюшко ты мое»,
«Глаза бы мои на тебя не глядели», «За что мне такое наказание?», «Что ты
ведешь себя, как маленький?», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?» и т.п. Почему
так получается со взрослыми людьми, уже выросшими и переставшими быть детьми:
всякий раз, когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний
момент и выполняется либо без удовольствия, либо в страшной спешке; или
человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в
состоянии помочь; или человек трудолюбив, старателен, но в жизни чрезвычайно
«невезуч»: все лопается в последний момент как будто по независящим от него
причинам; или во взаимоотношениях с другими человек постоянно оказывается в
роли жертвы, которую все обманывают и бросают? И, наверно, всем знакомы люди, которые
на работе постоянно жалуются на головную (другую) боль, а когда им предлагают
помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет врача), они отказываются,
оставаясь при своем.
Это результат скрытого родительского «обучения»,
впервые описанного американскими психотерапевтами М. и Р. Гоулдингами и
названного ими «родительскими директивами». Таких директив выделено 12, но
каждая имеет не один вариант.
Любовь маленького ребенка к родителям всегда
безусловна, ребенок не выдвигает родителям требования (по крайней мере, до
определенного возраста, и то, возможно, научившись этому у самих родителей, по
их примеру): «Я буду любить тебя, если ты...» Опознание скрытого родительского
обучения в потоке обыденной жизни и понимание сути этого программирования может
помочь родителям и педагогам скорректировать процесс воспитания и развития
ребенка, сделать его гармоничным.
Директивы отличаются от морали тем, что если последняя
сознательна, то к помощи первых родители прибегают потому что
а) их так воспитывали,
б) они не
умеют по-другому управиться со своим ребенком. Поэтому избежать директив
трудно, но зависимость от них не фатальна. |