Формы, о которых мы будем говорить в этой части книги,
вполне пригодны для проведения специальных семинаров для родителей и
родительских собраний.
Что, на наш взгляд, должно отличать организацию работы
на семинаре и на собрании? Мы можем дать такие рекомендации педагогам:
— Не пытайтесь выглядеть строгими, недосягаемыми и
сверхкомпетентными — вы должны восприниматься как поддержка, а не как угроза.
— Не высказывайте однозначных сентенций, не требуйте
подчинения своей логике.
— Не стравливайте людей с разными позициями и не выносите
себя за рамки дискуссии.
— Будьте готовы к импровизации, но не забывайте о своей
цели, удерживайте основную «нить» разговора.
— Помните, что взрослым «есть что терять», им не просто
рискнуть своей репутацией, делая что-то не вполне традиционное перед всей
группой.
— Создайте атмосферу, в которой легко высказать свое
мнение, помогайте преодолеть разногласия, не давайте участникам забыть, что
любая задача может иметь разные решения.
— Используйте игры и упражнения, а также юмор для
снятия напряжения, преодоления отчужденности.
— Заранее готовьте раздаточные материалы, в которых
изложены основные положения темы, экономьте время на записывании в пользу
обсуждения.
— Помните, что:
• если участники не познакомились, не получили опыта
личных контактов, сложно будет ожидать большой творческой отдачи, искренности и
открытости;
• если разбить всю группу на подгруппы, то заговорить
могут даже самые неразговорчивые;
• если практика работы в подгруппах используется постоянно,
лучше «микшировать» (перемешивать) состав подгрупп, тогда у каждого участника
будет более обширный опыт контактов с разными родителями: в одной подгруппе
участник не сумел проявить себя, возможно, в подгруппе другого состава именно
он станет лидером в решении проблемы.
Основная цель и содержание семинаров для родителей — согласование
между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка (того, что
хотят для ребенка родители, и того, какими средствами, совместными действиями
можно достичь поставленной цели дома и в детском саду), формирование у
родителей представления о целях и содержании дошкольной и предшкольной
подготовки; оздоровление и питание, содействие приобретению родителями
уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы (и родителей
в том числе) в ситуации многонациональности и различных социальных
возможностей; содействие предупреждению трудностей во взаимопонимании между
детьми и родителями до того, как они возникнут, и т. п.
При необходимости могут быть созданы так называемые
«фокус-группы» для мам или пап-одиночек, для молодых родителей, для родителей,
озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей. В этих
случаях целесообразно подключить к работе специалистов.
Семинары (собрания, «фокус-группы») должны быть рассчитаны
не более чем на 1—1,5 часа и могут включать:
• подготовку;
• разминку;
• обсуждение в малых группах с использованием таких
тем, которые требуют суждений, идей как можно большего числа собравшихся; чаще
всего свое личное мнение проще высказать среди малого числа участников и без
непосредственного участия ведущего;
• обсуждение всей группой (выносятся согласованные
мнения, результаты работы малых групп: это позволяет, с одной стороны, получить
большее количество мнений, а с другой — выбрать среди них наиболее точные
идеи);
• перерыв;
• обсуждение заданий (упражнений, конкретных ситуаций,
книг, игр по развитию грамотности, элементарных математических представлений и
других направлений развития ребенка);
• оценку и завершение семинара.
Задания для разминки и для того, чтобы «растопить лед»
Эти задания, как правило, не имеют специальной темы и
не связаны с содержанием семинара, они нужны для того, чтобы
• все участники почувствовали себя свободно,
раскованно;
• участники поняли, каким по стилю будет занятие;
• все поняли, какой по темпу будет работа. Например:
«Поиск сокровищ».
Это веселая разминка, которая заставляет людей
двигаться, перемещаться, разговаривать друг с другом в течение непродолжительного
времени и ненавязчиво узнавать друг о друге различные факты.
Методика проведения. Сделайте карточки (ксерокопируйте)
с перечнем «сокровищ«; попросите участников найти среди собравшихся
соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить
к разным людям и опрашивать их. Напомните, что желательно записать имена.
Отведите на эту работу 5—7 минут. Список «сокровищу: найдите человека
1. чей день рождения наиболее близок к сегодняшней
дате;
2. с необычным хобби или увлечением;
3. который любит ту же еду, что и вы;
4. которому нравится та же музыка, что и вам;
5. который родился ближе всех к месту проведения
занятия;
6. который родился дальше всех от этого места.
Соберите участников вместе, задайте вопросы: «Кто нашел
человека, который живет ближе всех?» и т. п. по списку. Завершить задание можно
обобщением: «Что интересного вы узнали друг о друге?».
«Перемены». Предложите участникам встать в общий круг,
а затем поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы,
обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого двое детей) и пр. В конце обратите
общее внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что
объединяет.
«Дни рождения». Предложите всем участникам построиться
в одну колонну по месяцам рождения. Определите, где будет январь и где —
декабрь. Затем можно предложить выстроиться по числам дней рождения.
«Переход». Предложите всем участникам «перебраться из
одного конца помещения в другой так, чтобы никто не касался пола». В конце
обратите общее внимание на то, что вам всем вместе предстоит примерно такой же
переход, в котором правильнее всего помогать друг другу, проявляя творчество.
Создание малых групп
Разбивка участников на малые группы — это способ создать
пары или подгруппы для обсуждения, решения проблемы, опробования.
Вот несколько идей, которые помогут составить пары или
группы:
• найдите человека, у которого на руках столько же колец,
сколько и у вас;
• задумайте число от 1 до 3, опросите остальных, если
кто-нибудь загадал такое же число — он становится вашим партнером;
• рассчитайтесь по номерам: на «первый», «второй»,
«третий», а затем соберитесь в группы по номерам (все первые, все вторые, все
третьи);
• найдите человека, у которого такая же наклейка (для
этого перед началом семинара надо раздать участникам заранее подготовленные
наклейки);
• найдите
человека, у которого половинка от вашей открытки (для использования этого
способа следует раздать участникам семинара заранее разрезанные пополам
открытки).
|