Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 03.05.2024, 09:44

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Семья в информационном поле ДОУ
Информация о семье – самое сложное пространство в ДОУ, готовое в любой момент стать ловушкой, источником конфликта. Только вместе родители и ДОУ способны превратить его в поле общих побед.
 
Можно ли получить информацию о семье воспитанника ДОУ, не нарушая при этом право человека на неприкосновенность его личной жизни? Авторы статьи предлагают собирать информацию с помощью специального «Плана изучения семьи».
Сбор информации о семье
Вопросы Плана позволяют собрать разнообразные сведения: о фамилии, именах, возрасте, образовании, увлечениях и интересах членов семьи, ее жилищно-бытовых условиях, отношениях членов семьи между собой и с ребенком. С помощью этого документа можно выяснить семейные приоритеты в воспитании ребенка и то, как именно занимаются воспитанием родители. Важно также определить, насколько ребенок вовлечен в разные семейные дела и заботы, участвуют ли взрослые в разных детских видах деятельности. Эти сведения можно получить как косвенным путем, опосредованно (например: изучая разные документы, проводя письменное анкетирование родителей), так и взаимодействия с родителями (в беседе, при посещении семьи, проведении устных опросов). Увлечения и интересы членов семьи несложно выяснить во время различных совместных мероприятий – в процессе подготовки к празднику, выставке, конкурсу. Заполнять План можно постепенно, по мере накопления сведений. В нем должны отражаться любые изменения в жизни семьи.
Опрос устный или письменный
Один из способов сбора, анализа и обобщения информации о семье – это опрос. Он может быть как устным (особенно если для вас важна реакция родителя, отвечающего на вопросы), так и письменным (опросник, опросный лист, вопросник, анкета). Всем, кто проводил письменный опрос, известно, что многие родители отвечают формально, невнимательно. Этот недостаток можно преодолеть, проведя опросы в форме интервью (тот же опрос по анкете, но заполняется он педагогом-интервьюером, а не опрашиваемым). Опрос может быть анонимным и персонифицированным. Безусловно, проще быть откровенным, не называя своего имени. Но в случае работы с семьями больше информации для дальнейшей работы дают, конечно, персонифицированные опросы, хотя они и не всегда правдивы. Вряд ли, например: кто-нибудь из родителей сообщит, что наказывает ребенка физически.
Три составные части анкеты
Как правило, анкета состоит из трех частей: обращения к респонденту, паспортички и основной части (вопросы и варианты ответов).
В обращении к респонденту:
- указывается цель проводимого анкетирования;
- предлагается ответить на предложенные вопросы;
- высказываются заверения в анонимности (по необходимости) и благодарность за участие в анкетировании.
В паспортичке содержатся вопросы социально-демографического характера: возраст, пол, образование отвечающего, должность, занимаемая им в данный момент; по необходимости — возраст и пол ребенка.
Основная часть включает вопросы по теме и варианты ответов к ним. (В дальнейшем это облегчает обработку данных.) Вопросы могут быть закрытыми (предусматривают не менее пяти вариантов ответов, из которых респондент может выбрать наиболее согласующийся с его мнением), полузакрытыми (помимо ответов предполагается изложение личного мнения респондента, например: «Ваше мнение, укажите») и открытыми (опрашиваемый высказывает собственное мнение). Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть оставлено достаточно места. Основная часть начинается с общих вопросов, выясняющих информированность или интерес к проблеме (например: Какого ребенка, на Ваш взгляд, можно назвать здоровым? Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании здоровья Вашего ребенка?). Далее следуют простые вопросы, касающиеся событий и фактов (например: Как часто болеет Ваш ребенок? Какие закаливающие процедуры Вы проводите?). Затем предлагаются более сложные вопросы — о мнениях и оценках (например: Какие профилактические мероприятия, по Вашему мнению, дают наибольший эффект? Как вы относитесь к нетрадиционным методам закаливания?). Еще более сложными являются вопросы, требующие выбора решений или ответа в свободной форме (например: Выберите из перечня оздоровительных мероприятий те, которые будут полезны Вашему ребенку: фитотерапия, аромотерапия, ЛФК, массаж, бассейн, сауна, гидромассаж, соляная пещера, посещение тренажерного зала). Завершить анкету можно относительно простыми вопросами (например, попросить родителей указать свой возраст, пол, образование, если этого не было сделано в начале анкеты). Количество вопросов должно быть не менее 7—10, но не более 20—25. В образце анкеты для родителей вопросы № 1—3 направлены на выяснение информированности и интереса к проблеме, № 4—6 – событий и фактов, № 7—9 – мнений и оценок, № 10—11 – на выбор решений, № 12—13 – на получение ответов в свободной форме.
 Правила формулировки анкеты
1. Каждый вопрос должен быть самостоятельным. Нецелесообразно несколько вопросов объединять в один.
2. В анкету включаются наиболее существенные вопросы по изучаемой теме, соответствующие программе и задачам исследования.
3. Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Лучше избегать употребления специальных терминов, иностранных слов, слов с двойным значением.
4. Вопросы и варианты ответов к ним должны быть однозначны в понимании и максимально конкретны.
5. Желательно избегать вопросов, которые могут вызвать негативизм или нежелание отвечать.
6. Вопросы не должны быть слишком длинными.
7. Формулировка вопросов по возможности должна исключать стереотипные ответы: «да», «нет», «не знаю».
8. Не употребляются обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъективный характер («часто», «редко», «много», «мало»).
9. Вопросы не должны оказывать психологическое давление на опрашиваемого (например: «не согласны ли Вы…?»).
10. В вопросе не предлагается оценка нескольких фактов сразу и не высказывается мнение о нескольких вещах одновременно (например: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по плаванию, иностранному языку, этикету?»).
11. Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, не допускаются интонация или выражения, подсказывающие ответ (например: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению, как физическое наказание детей?»).
12. К закрытым вопросам надо дать все возможные варианты ответов, включая «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не задумывался».
13. Каждый вопрос должен быть сформулирован в уважительном к респонденту тоне.
14. Вопросы нужно четко выделить, а для ответов оставить достаточно места.
Что делать с информацией, полученной в результате анкетирования?
Объедините всю полученную информацию и сопоставьте ее с целями, которые вы для себя обозначили в отношениях с родителями (установление отношений сотрудничества, приоритетные направления работы ДОУ, темы самообразования педагогов, достижения и трудности в работе с семьями воспитанников за прошлый год). Проанализировав полученные данные, предложите каждому родителю выбрать четыре (по количеству собраний в год) наиболее интересных для него темы из списка, который вы составили. Темы, наиболее часто упоминаемые опрашиваемыми, станут темами родительских собраний на год. Остальные могут послужить толчком для проведения бесед, консультаций, оформления наглядных средств информации. Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разработайте перспективный план мероприятий с родителями на год.
План изучения семьи
1. Общие сведения о ребенке.
Ф.И. ребенка ____________________________________________ Пол ________
Дата рождения ____________________ Дата заполнения ____________________
2. Общие сведения о родителях.
Мать: Ф.И.О. ________________________________________________________
Возраст _____ Образование ____________ Место работы: __________________
Увлечения, интересы __________________________________________________
 
Отец: Ф.И.О. _________________________________________________________
Возраст _____ Образование ____________ Место работы: __________________
Увлечения, интересы __________________________________________________
 
3. Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент.
Бабушка: Ф.И.О. _____________________________________ Возраст _________
Увлечения, интересы __________________________________________________
Дедушка: Ф.И.О. ____________________________________ Возраст _________
Увлечения, интересы __________________________________________________
Другие взрослые: Ф.И.О. _______________________________ Возраст ________
Братья, сестры: Имя, возраст _______________ Имя, возраст ________________
Член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию ______
4. Жилищно-бытовые условия.
Отдельная квартира или комната,
наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кровати.
5. Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.
А) гармоничные отношения;
Б) конфликтные отношения;
В) изменчивые, противоречивые отношения;
Г) автономность каждого члена семьи.
6. Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.
дружелюбное
враждебное
чуткое
равнодушное
доверительное
недоверительное
эмоционально близкое
эмоционально отвергающее
заботливое
гиперопекающее или гипоопекающее
разумное удовлетворение потребностей ребенка
 удовлетворение всех прихотей ребенка
разумно требовательное
чрезмерно или недостаточно
требовательное
вера в ребенка
неверие в силы ребенка или его идеализация
7. Приоритеты семьи в воспитании ребенка.
А) здоровье и физическое развитие;
Б) развитие нравственных качеств;
В) развитие умственных качеств;
Г) развитие художественных способностей;
Д) раннее обучение.
8. Особенности воспитательных воздействий.
А) участие всех взрослых в воспитании, согласованность их воздействий;
Б) непоследовательность, несогласованность в воспитании, конфликты по поводу воспитания;
В) отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.
9. Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.
напоминание
ситуация свободного выбора
понимание
просьба
поручение
сочувствие
совет
разъяснение
контроль
намек
инструктаж
поощрение
порицание
убеждение
наказание
распоряжение
рассказ
осуждение
требование-установка
беседа
нотация
предостережение
увещевание
указание
запрещение
внушение
запрет
угроза
пример взрослого
окрик
приказ
пример сверстника
оценка
приказ-альтернатива
соревнование
 
 
10. Организация совместных форм деятельности в семье.
А) участие ребенка в семейных делах;
Б) эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
В) изоляция ребенка от семейных дел и забот.
11. Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, рисовании, лепке, конструировании, чтении художественной литературы и др.).
А) систематическое;
Б) эпизодическое;
В) отсутствие участия.
12. Позиция взрослых членов семьи при организации совместных с ребенком форм деятельности.
А) партнерская позиция, «на равных, вместе»;
Б) позиция руководителя, «над ребенком»;
В) пассивная позиция, «рядом, но не вместе».
13. Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.
14. Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.
А) достаточность знаний и умений;
Б) ограниченность знаний и умений;
В) отсутствие знаний и умений.
15. Отношение семьи к образовательному учреждению.
А) высоко оценивают образовательные возможности детского сада;
Б) настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду;
В) безразлично относятся к детскому саду.
16. Позиция родителей при взаимодействии с детским садом.
А) проявляют инициативу, готовы сотрудничать;
Б) принимают участие в жизни детского сада лишь по просьбе воспитателя;
В) не считают нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
 
Предлагаемая далее анкета направлена на изучение потребностей родителей, дети которых скоро станут или уже являются воспитанниками ДОУ
 Уважаемые родители!
Вы — главные для ребенка люди. Наша задача — помочь Вам в его воспитании. Цель этой анкеты — понять Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искренние и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с Вами воспитать здорового, умного и всесторонне развитого ребенка!
Пожалуйста, прочитайте вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые отражают Ваше мнение. Если соответствующего ответа нет, допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваши Ф.И.О. ___________________ Ваш возраст ____ Образование ____
Ф.И. ребенка _______________________ Возраст Вашего ребенка ______
1. Какой порядок пребывания ребенка в детском саду в адаптационный период для Вас наиболее приемлем?
· Ваше пребывание с ребенком на прогулке группы
· Ваше пребывание с ребенком в группе
· кратковременное пребывание ребенка в группе
· кормление Вами ребенка в группе в обеденное время
· укладывание Вами ребенка спать в группе
· другое (что именно) ____________________________________________
 
2. Каковы Ваши приоритеты в воспитании ребенка?
· здоровье и физическое развитие
· развитие нравственных качеств
· развитие умственных способностей
· развитие художественных способностей
· раннее обучение ребенка
· другое (что именно) _____________________________________________
3. К каким специалистам в случае возникновения проблем в семье Вы хотели бы обратиться?
· педагоги, психолог, дефектолог, социальный педагог, врач, другие специалисты детского сада
· врачи поликлиники
· специалисты, работающие на телефоне доверия
· работники социально-психологического центра помощи семье
· другие специалисты (какие именно) ________________________________
 
4. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
· информационную помощь
· диагностическую помощь
· консультативную помощь
· другую помощь (какую именно) ______________________
 
5. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?
· родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии
· беседы, тематические консультации, семинары-практикумы
· информационные листки, газеты, буклеты, книги
· тематические выставки, папки
· дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные, посещения семьи педагогами
· другое (что именно) _______________________________________________
6. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
· о целях и задачах дошкольного образования
· о воспитательно-образовательных программах
· о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
· о дополнительных услугах
· об одежде
· о питании (меню)
· о гигиенических процедурах
· о психофизических особенностях ребенка
· об изменениях в состоянии его здоровья
· о его воспитании
· об успехах ребенка
· об общении с ним
· об организации жизни ребенка в семье
· об организации досуга ребенка, праздников в семье
· о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи
· другое (что именно) ____________________________________________
 
7. Какими дополнительными образовательными услугами Вы хотели бы воспользоваться на платной основе?
· группа присмотра за детьми в вечернее время
· группа выходного дня
· кружковая работа (изобразительная деятельность и ручной труд, хореография, ритмика, театральная студия)
· изучение иностранных языков
· другое (что именно) ____________________________________________
 
8. Хотели бы Вы принять участие в распродажах:
· детских вещей
· детской мебели
· детских игрушек, пособий
· детских книг
· другое (что именно) _______________________________________________
 
9. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в ДОУ?
· советник
· гид
· наставник
· групповой помощник
· помощник в разработке теоретических аспектов развития дошкольников
· другая роль (какая именно) ________________________________________
 
10. Что, по Вашему мнению, нужно сделать для кардинального улучшения организации дошкольного воспитания в нашем детском саду? _____________________
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (16.08.2011)
Просмотров: 4748 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru