Работа дошкольного учреждения с семьей по проблеме
формирования позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного
возраста может быть представлена в виде программы "Школы для пап и
мам".
Основной замысел данной программы - привлечь внимание
родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и
женщин. С целью реализации основного замысла программы в процессе проведения
"уроков" в "Школе для пап и мам"" предполагается
решать следующие задачи:
1. Обогащать знания родителей о психологических
особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2. Помочь родителям осознать необходимость учета
психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
3. Помочь родителям в подборе методов и приемов
дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, установлении
адекватных форм общения с мальчиками и девочками.
4. Вовлекать родителей в процесс реализации
дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
5. Стимулировать к обмену родительским опытом.
Программа "Школы для пап и мам" включает в
себя разнообразные формы взаимодействия с родителями, однако педагоги и
психологи могут использовать данные формы на уроках "Школы для пап и
мам" и в индивидуальной работе с родителями по своему усмотрению.
Формы работы с семьей разнообразны:
• лектории для родителей о психологических
особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, методах и
приемах воспитания у них мужественности и женственности;
• участие родителей в развивающих занятиях-тренингах с
мальчиками и девочками;
• дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к
мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе;
• проведение совместных учебно-воспитательных
мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.);
• факультативные занятия совместно с родителями:
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления затруднений и
коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и
девочек в семье;
• индивидуальные и групповые консультации специалистов
(психолога, врача и т.д.);
• наглядные виды работы: информационные стенды для
родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, выполненных на специальных
занятиях-тренингах, выставки совместных работ родителей и детей по подготовке к
специальным занятиям-тренингам;
• экскурсии по месту работы родителей с целью
воспитания у мальчиков и девочек позитивного отношения к своей будущей
социальной роли;
• помощь родителей детскому саду в организации
экскурсий, подготовке к проведению развивающих занятий-тренингов с мальчиками
и девочками, проведение родителями дополнительных занятий с подгруппами детей
(вышивание, выжигание по дереву и др.) в соответствии с желаниями и
возрастными возможностями мальчиков и девочек и т.д.
Пример занятия
Школа для пап и мам "Одинаково ли воспитывать
сыновей и дочерей?"
Задачи:
• выявлять представления родителей об особенностях
воспитания сына и дочери и необходимости дифференцированного подхода в
воспитании мальчика или девочки;
• формировать у родителей представление о
необходимости дифференцированного воспитания мальчиков и девочек в семье и
ДОУ.
Вопросы для обсуждения:
1. Стереотипы в воспитании мальчиков и девочек, их
преодоление.
2. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и
девочек.
3. Трудности в формировании женской и мужской модели
поведения у детей.
Методика и формы организации. Урок проводится в форме
тестирования (тест для родителей "Девочки или мальчики?" из
Приложения 1), дискуссии, беседы психолога.
Воспитатель проводит тестирование с родителями с целью
выявления особенностей воспитания папами и мамами своих сыновей и дочерей. Другим
немаловажным моментом тестирования будет следующее: ненавязчиво помочь
родителям осознать и скорректировать некоторые неверные подходы в воспитании
сына или дочери (если таковые обнаружатся). После проведения теста воспитатель
проводит дискуссию с родителями о необходимости дифференцированного подхода в
воспитании мальчиков и девочек по следующим направлениям:
• преодоление негативных, неадекватных пола и возраста
ребенка стереотипов в воспитании;
• утверждение позитивных ориентиров в воспитании сына
или дочери;
• поиск наиболее приемлемых для родителей подходов к
воспитанию сына или дочери.
Подводя итог проведенной дискуссии, воспитатель
высказывает свое мнение как педагога о необходимости дифференцированного
подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста с учетом их половой
принадлежности.
Психолог беседует с родителями о некоторых трудностях
в формировании женской и мужской модели поведения у детей. Предлагает родителям
рассказать, с какими трудностями в воспитании сына или дочери они сталкиваются,
и дает некоторые рекомендации по формированию позитивного маскулинного и
фемининного поведения у старших дошкольников.
|