Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:19

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Внеситуативно-личностное общение

У ребенка в возрасте от трех до пяти лет преобладает познаватель­ное общение, у 6-7-летних детей ведущим является общение личност­ное.

Постепенно старшего дошкольника начинают привлекать события, происходящие в среде взрослых. К 6-7 годам ребенка заинтересовыва­ют человеческие отношения, он осваивает нормы поведения, фиксиру­ет качества отдельных людей. Детям важно понять требования взрос­лых, утвердиться в своей правоте в различных ситуациях. Возникает внеситуативно-личностное общение.

Внеситуативно-личностная форма общения является высшим дос­тижением развития общения в дошкольном возрасте. М. И. Лисина считает, что такое общение есть условие преодоления ситуативности в поведении ребенка. Но в то же время не всякий разговор на личные темы может быть условием и фактором формирования произвольности поведения.

Внеситуативно-личностное общение должно активизировать работу сознания ребенка, побуждать его посмотреть на себя со стороны. Это становится возможным, когда общение опирается на реальные интере­сы ребенка, когда оно включено в его практические действия.

* * *

Старший дошкольник предпочитает разговаривать на темы, касаю­щиеся жизни людей. Взрослый по-прежнему является для детей источ­ником новых знаний. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, правильно вести себя, верно оценивать поступки своих сверстников, уметь строить свои отношения со взрослыми и с ровесни­ками. Такое стремление детей должны поддерживать взрослые. Для это­го им нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках, о взаимоот­ношениях между людьми, давать оценки действиям детей.

Теперь уже отрицательная оценка, данная, например, его рисунку, не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнение по большинству во­просов.

Важно удовлетворять потребность ребенка во взаимопонимании. Взрослый во всем должен быть образцом для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения характер­но наличие:

потребности во взаимопонимании и сопереживании;

личностных мотивов;

речевых средств общения.

Такое общение важно для развития личности ребенка, так как бла­годаря ему ребенок:

сознательно усваивает нормы и правила поведения;

учится лучше понимать себя, что важно для сознательного управ­ления своим поведением;

учится различать разные роли взрослых: воспитателя, врача, учи­теля и др.;

учится строить общение со взрослыми.

*       * *

Развитие личностного общения с ребенком связано с большими труд­ностями, ведь для этого важно создавать условия, заставляющие ребен­ка оценивать и осознавать свои и чужие действия и поступки.

Сначала разговор с ребенком можно построить на основе конкрет­ных предметных действий (рисования, конструирования и др.). После выполнения конкретного задания (например, нарисовать дом, замок) нужно попросить ребенка оценить прежде всего свой рисунок, а затем рисунки товарищей, выбрать лучшие работы. Цель всего этого — нау­чить детей сравнивать собственные умения с умениями других, сопо­ставлять свое мнение с мнением других товарищей.

Вопрос. Как должно строиться личностное общение, после того как ребенок, выполняя задание, нарисовал птицу (голубя)?

Ответ. Взрослый просит ребенка оценить свой рисунок, а затем предлагает ему сравнить его рисунок с работами сверстников. После этого взрослый, собрав рисунки детей, отмечает достоинства каждо­го рисунка, выявляет недостатки и говорит, как следует их исправ­лять.

Задача взрослого состоит в том, чтобы:

привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений;

научить его сравнивать собственные умения с умениями сверст­ников;

научить ребенка сопоставлять свое мнение с мнениями своих ро­весников.

Далее нужно наполнить умения личностным содержанием. С этой целью надо воспользоваться сказкой, рассказом, где моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей не вызывает у детей осо­бых затруднений, и провести с детьми беседу.

* * *

План обсуждения книги.

Поступки каких героев книги нравятся больше и почему?

Поступки каких героев не нравятся и почему?

На кого ты хотел бы походить?

Кого из друзей тебе напоминает тот или другой персонаж книги?

Как твой друг поступил бы в той или иной ситуации?

Ответы ребенка на подобные вопросы взрослый должен оценить и обосновать правильность действий того или иного персонажа. Необ­ходимо предоставить ребенку возможность самому осмыслить и оце­нить человеческие поступки и отношения.

Важно:

       чтобы ребенок сам пытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения людей;

показать, что в отношениях со сверстниками возникают те же про­блемы, что и в отношениях между персонажами книги;

взрослому высказать свое мнение о событиях, происходящих в книге.

От конкретных ситуаций, описанных в книгах, можно перейти к раз­говору на общечеловеческие темы. Взрослый всегда должен быть ак­тивным участником такой беседы: высказывать свое мнение, формиро­вать правильный взгляд на предметы и явления окружающего мира.

Беседы могут быть на самые разные темы:

о поступках детей;

о доброте, упрямстве, жадности;

о событиях из жизни ребенка;

о различных профессиях.

В жизни дошкольника возникает много проблем, и почти все они так или иначе связаны с его общением со сверстниками и взрослыми. Уме­нию общаться и должны учить ребенка взрослые.

* * *

Темы личностного общения желательно готовить заранее. Они долж­ны быть связаны с реальной жизнью ребенка, чтобы он смог узнать в себе и в окружающих те черты, которые будут обсуждаться, те человеческие качества, которые будут предметом дискуссии: доброту, смелость, тру­сость, жадность и т. д.

Во время беседы необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка. Как только у него исчезнет интерес к общению, следует пере­ключить внимание ребенка на игру.

Ежедневно нужно задавать ребенку вопросы о его внутренней жиз­ни, о его действиях, отношениях, настроении (например, «Почему ты так поступил (сделал)?»). Такими вопросами взрослый заставляет ребенка задумываться о себе, формирует у него собственное отношение к жизнен­ным ситуациям.

Развивая речевое личностное общение, взрослый не просто учит ре­бенка, не просто помогает ему успешно разрешить его конфликты с окру­жающими, но и организует его духовную жизнь, представления о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.

Ситуация. Нередко дети заучивают не слишком понятные для них стихи и песенки, усваивают на словах абстрактные для них нормы по­ведения.

Как это сказывается на психическом развитии ребенка?

Решение. Такая ситуация не способствует развитию самосознания ребенка, не позволяет формировать произвольность его поведения. Для активизации работы сознания нужно осмыслить все незнакомые слова. Это необходимо для того, чтобы не возникал разрыв между вер­бальной и практической деятельностью ребенка. Речь должна стать для ребенка средством управления своим поведением.

Становление регулирующей и планирующей функций речи не про­исходит стихийно. Нужна специальная работа по включению речи в са­мостоятельную деятельность детей, по вербализации их практического опыта.

Ситуация. Для того чтобы сын лучше ориентировался в коммуника­тивных взаимодействиях, мама Миши, о чем-нибудь его спрашивая, формулирует вопросы так, что в них заключается подсказка для раз­вернутого ответа. Так женщина пытается облегчить процесс общения сыну.

Правильный ли тактический прием выбрала мама?

Решение. В ситуации, когда мама не только задает вопрос, но и пред­лагает возможный ответ, ребенку остается только кивнуть. Малышу нет необходимости обращаться ко взрослым с просьбой, поэтому ак­тивная речь становится ему ненужной. Чтобы этого не случилось, ро­дители должны побуждать ребенка самого давать развернутые ответы на вопросы. Кроме того, нужно помнить, что любое эмоциональное об­щение всегда должно подкрепляться вербальным контактом.

* * *

В развитии речи ребенка особое место занимает живопись, ведь для того чтобы отразить, насколько он понял содержание картины, малыш должен использовать максимально богатый лексикон. Но в пе­риод приобщения ребенка к живописи как к виду искусства необхо­димо учитывать особенности развития его связной речи. На этой основе при формировании эстетического восприятия произведений живописи выстраивается образность речи, используются различные ее типы: описание, повествование, рассуждение. С учетом жанра кар­тины нужно широко использовать и средства выразительной поэти­ческой речи:

образные сравнения;

слова, обозначающие нравственные качества людей.

Желательно вводить в лексикон ребенка специфические изобрази­тельные термины: холодный и теплый тон, светотени, слова, связанные с композицией (план картины, линия, движение).

Вопрос. Что же приобретают дети при общении с изобразительным искусством? Что изменяется в их мировосприятии?

Ответ. Прежде всего они ощущают радость познания окружающе­го мира. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопере­живать.

Ситуация. Некоторые родители, оправдываясь своей занятостью на работе, говорят, что у них нет времени заниматься с ребенком, а тем более еще и обучать его общению.

  Правы ли родители?

Какие главные условия организации общения с ребенком?

Решение. Нет, они не правы. Поговорить о чем-либо важном для ребенка можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много време­ни, но необходимо внимание к ребенку, уважение к его интересам, по­нимание его переживаний.

Ситуация. Детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего ма­лыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?» и т. п. Как сказываются подобные беседы на развитии речи детей?

Какие виды общения будут реализованы в данной ситуации?

Решение. В личном общении ребенок оценивает себя исходя из того, как относится к нему взрослый. Если малыш когда-либо сам принимал участие в беседах на подобные темы, то он более активен в речи, общении. Такие разговоры обогащают его опыт взаимоотно­шений. При этом ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослого в своих делах, доброжелательность с его стороны. В этой ситуации реализуется внеситуативное личностно-познавательное об­щение.

Ситуация. Часто отмечается, что ребенок в группе имеет очень низ­кий статус. И если ему предложить участвовать в какой-либо инсцени­ровке, то он часто ссорится с другими, обижается, плачет.

Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь сред­ствами игры?

Каковы при этом действия взрослого?

Решение. Игровая деятельность оказывает благотворное влияние на коррекцию негативно-эмоциональных состояний. Она помогает изме­нить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников. Эффек­тивный путь для этого — успехи в игре. Когда ребенок берет на себя роль, то испытывает чувства, присущие не ему, а другому. Его же чувства, ме­шавшие ему в жизни, как бы уходят на второй план. Но основная роль в исправлении сложившегося положения вещей принадлежит взросло­му. Он должен постоянно привлекать таких детей к совместным играм, одновременно обучая их и игровым действиям, и правилам взаимоотно­шений.

Ситуация. Воспитатель средней группы, оценивая действия детей, часто ограничивалась односторонней оценкой типа: «Хорошо, правильно». Через некоторое время она заметила, что дети не обращают­ся к ней за советом, не задают вопросов о том, хорошо ли они что-то сделали.

Каковы возможные причины данного явления?

Решение. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особен­но в случае неуспеха. Дети 4-5 лет болезненно относятся к отрицатель­ным оценкам.

Но они также чувствуют равнодушие, сквозящее в стандартных оцен­ках вроде тех, что использовала воспитательница («Хорошо», «Правиль­но» и т. п.). Плохо, если воспитатель это говорит скороговоркой, не гля­дя на ребенка или лишь мельком взглянув на него.

* * *

Для проверки способности детей к осознанию себя можно проводить специальные беседы с дошкольниками 5-6 лет.

1. Чтобы ребенок осознал свои предпочтения и прочувствовал от­ношение к своей жизнедеятельности, взрослый может использо­вать вопросы: «Что ты больше всего любишь?» или «Что ты боль­ше всего не любишь?».

По ответам ребенка на вопрос «Что бы ты хотел иметь в игровой комнате и попросил бы у волшебника?» можно судить о его ситуативности или осознанности.

Для того чтобы узнать, как ребенок осознает свое поведение во временной последовательности, в соотношении настоящего дей­ствия с прошлым и будущим, следует его спросить: «Что ты делал только что, чем занимался на занятии?» или «Что ты собираешь­ся делать завтра? А в воскресенье?».

Только преобладание содержательных ответов и развернутых сооб­щений о себе будет свидетельствовать о достаточно высоком уровне развития самосознания.
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (31.08.2011)
Просмотров: 3793 | Теги: диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение, методист ДОУ, воспитание, дети дошкольного возраста, подготовка к школе | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru