1. Проблемы в развитии, причины, виды (наследственные,
врожденные, приобретенные).
2. Нужды ребенка с проблемами развития (любовь и
поддержка в семье, удовлетворение потребностей и комплексная помощь в
коррекции развития, адекватные воспитательные мероприятия).
3. Нужды родителей, воспитывающих ребенка с проблемами
в развитии. Традиционно: требования и назидания, поучения со стороны персонала
учреждения, его специалистов. С одной стороны, это правильно, потому что
родителям нужна квалифицированная помощь, научение, но, с другой — часто
эмоциональное состояние родителей игнорируется (чувство вины, обида, тревога,
злость, неустроенность, жалость, растерянность, усталость и т.п.). Отношение к
таким семьям со стороны общества и его представителей определяет характер
взаимодействия родителей с ребенком.
4. Взаимодействия родителя с персоналом. Желательно
выстраивать их с учетом нужд и переживаний родителя. Заносчивость, неприветливость,
нежелание слушать педагога, обвинения педагогов, обидчивость, вязкость — как
примеры поведения родителей. Как не «заразиться» подобными эмоциями и
распознавать защитные формы поведения родителей.
5. Сложную проблему представляет отцовство. В
большинстве семей отцы отстранены от воспитания детей или самоустраняются.
Часто у отца нет навыка налаживания контакта с ребенком (его собственный отец с
ним в детстве не играл). Особенности воспитания в семье детей с проблемами
развития. Привлечение отцов к семейному воспитанию. Семья как система.
Взаимозависимость родительских и детских проблем.
Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести
уверенность в себе
Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые
эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение,
гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены
возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их
проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или
сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно
это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей,
неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных
особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в
семье.
В общем виде страх условно делится на ситуативный и
личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке;
обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и
личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и
хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со
своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы
действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. При длительно
действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление,
отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже
мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию
труднопереносимой социально-психологической изоляции.
Однако следует иметь в виду, что большинство детей
проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности
к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:
♦ от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных
сновидений чаще оказывается Волк;
♦ от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я»
ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого
пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге
присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами:
черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи
появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше
страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;
♦ от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное
мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и
пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди?
Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства,
дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями
социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего
мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего
дошкольного возраста является страх смерти.
Прежде чем начать помогать детям в преодолении
страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в
литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении
ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых
от опасений, страхов.
Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без
лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и
самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были
в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими
усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более
действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять
активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность
вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению
детей от страхов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей
и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье
в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов
детьми.
С помощью
рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также
страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших
достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный
след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха
психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся
в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным
образом. |