Ребенок 2—5 лет чуток к речи, к овладению языком, его
смысловой, грамматической структурой (привести примеры).
Некоторые возрастные особенности детей дошкольного
возраста. 2—3 года: обучение осуществляется на основе подражания приятному
взрослому и на собственном практическом опыте. Ведущий тип игры — предметно-манипулятивный.
В этом возрасте важно поддержать стремление малыша исследовать и познавать
окружающий мир. Обучение эффективно только на фоне эмоционально комфортного
состояния. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружающей развивающей
среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. 3—4 года: ребенок познает то,
что видит перед собой сию минуту (опора на наглядное). В этот период его можно
водить на спектакли, детские концерты, танцы, выставки, рассматривать и
выполнять поделки. 4—5 лет: яркий интерес к волшебным сказкам. 5—6 лет: возраст
развития воображения, являющегося основой творчества.
Восприятие произведения начинается с настроения,
которое оно вызывает, с отношения к художнику, его понимания мира, людей,
природы, ситуации. Взрослый должен иметь обо всем этом запас знаний: передача
культурных ценностей требует работы, усилий. На втором месте в восприятии
произведения (фильма, картины, музыки, спектакля, поделки и т.д.) смысл и
содержание: о чем повествуетсяв произведении, как добивался мастер того или
иного эффекта, что этим хотел сказать. Однажды на выставке картин Врубеля
услышала фразу женщины, обращенную к маленькому мальчику. Они остановились
около рисунков: «Посмотри, какие музыкальные линии на акварелях!» Ребенку
нужно помочь раскрыть символизм искусства, показать потаенные сокровища. Без
специального научения это богатство в руки не дается. Но нет нужды
препарировать природу и подробно анализировать красоту!
Маленькие дети рано начинают интересоваться
изображениями детей, животных, им понятны отношения «мать—дитя». Натуральные
материалы, ритмичные узоры, радостный и гармоничный колорит благотворно влияют
на детское развитие.
Задача игрушки — дать в руки ребенка часть
познаваемого мира, развеселить, чему-то научить и воздействовать на еще
неосознанное эстетическое чувство. Народная игрушка предусматривает разглядывание
— так без назидания и поучения осуществляется эстетическое воспитание: краски,
формы, способы передачи настроения, красота народных узоров, их ритмичность,
чередование элементов, своеобразие колорита каждого вида (хохломская,
городецкая, жостовская, палехская, богородская, гжелевская, дымковская
росписи; игрушки, свистульки абашевские, тверские, матрешки семеновские, загорские
и т.д.), геометрические и обобщенные образы растительного мира. Матрешка —
символ целостности, соотношения частей и целого, их диалектичное™. У японцев
один из секретов постижения красоты — длительное любование ею (в состоянии
внутренней таши-ны), ведь иногда у нас есть время почитать, сходить на выставку
или на концерт, но «нет настроения», то есть нет внутренней освобожденности от
суеты, нет настроя. Это тоже своеобразная внутренняя работа.
Можно почитать детям мифы, легенды, предания о
растениях, цветах (см.: Дети Флоры: легенды и мифы о цветах / Сост. В.М. Федосеенко.
М., 2001; Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991). Мифы воспроизводят
отношение к миру через отношение к деревцу, травке. В славянской мифологии
смешаны и переплетены восточные, западные, древнеславянские мифологические
мотивы, в результате чего, полагают исследователи, возник феномен «русской
души». Сейчас не осталось никаких сомнений в том, что сказки произошли из
мифов: и миф, и сказка имеют сходную структуру, предстающую как цепь потерь и
приобретений неких космических или социальных ценностей, связанных между собой
действиями героя.
Песни, потешки, прибаутки, колыбельные. Музыка —
источник духовного насыщения. Взрослые часто забывают, что ребенка окружает
еще и звуковая среда (и если бы это была только музыка!). Музыка же выступает
средством психорегуляции (это интуитивно чувствуют подростки). Предположительно,
Фома Аквинский (философ XIII века) один из первых заметил усиление слова, положенного
на музыку. «Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», —
сказал A.A. Фет. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной
форме (примеры создания произведений, вызванных к жизни страданиями,
переживаниями их создателей).
Русский фольклор дает пути обретения
самостоятельности, жизненной силы и мудрости. Можно по-разному понимать образ
Иванушки-дурачка в русских сказках, например, есть точка зрения, что это
«божий человек», у которого душа находится ближе к духу, чем к рассудку, что
это образ гармоничного единения мужского и женского начала; образ душевной
мудрости. Сказка по своим функциям ближе к социальным реалиям (отображает
семейные отношения), тогда как фундамент мифов — противопоставление жизни и
смерти, любви и ненависти, власти и подчинения и др. Фольклор как культурная
память, нить, связующая поколения.
Терпимость к другим культурам, взаимообогащение
культур. Уважение к родной культуре.
Значение родительских собраний
Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным
событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
♦ актуальность тем, поднимаемых на встречах;
♦ насышенность встреч коррекционной, профилактической и
просветительской информацией;
♦ возможность родителей наблюдать своих детей и
результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде
показательных выступлений, творческих отчетов.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать
с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности,
полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта.
Количество таковых довольно велико: именно эта группа родителей обычно
предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или
не могут обеспечить детям желаемого развития.
Любопытно было узнать, как сами родители формулируют
результативность проводимой в детском саду работы.
Содержание ответов, %:
1. Нравится возможность получить ответы на вопросы,
решить проблемы — 49;
2. Много интересной и поучительной информации о
собственных детях — 33;
3. Интересно общаться со специалистами — 31;
4. Дают возможность понять педагога; нравится совместная
деятельность родителей, детей; нравится творческая атмосфера — 24;
5. Привлекает возможность увидеть, чем занимаются в
саду, и посмотреть занятия — 23.
Кроме того, такая работа позволяет:
♦ давать родителям информацию педагогического,
психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую
компетентность как родителей, так и воспитателей;
♦ наглядно продемонстрировать родителям удачи и
недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают
самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;
♦ продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
♦ приглашать семью на консультацию к специалистам,
знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их
проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть
на ту или иную семейную ситуацию по-новому;
♦ организовывать экспресс-консультации со специалистами
сразу после собрания;
♦ задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых,
организуя собрания в атмосфере праздника;
♦ знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержание
с позиций заботы о детях; родители узнают задачи детского сада и лучше
понимают свою роль; работа специалистов и воспитателей становится прозрачной
для родителей.
В работе педагогического коллектива тоже отмечаются
положительные устойчивые изменения, выражающиеся в инициативности,
воодушевленной деятельности, в потребности повышать квалификацию, в знаниях, в
принятии целей эксперимента как личностно значимых, в придании нового смысла
той деятельности, которая за много лет успела превратиться в рутинную и
будничную. Подготовка требовала от сотрудников взаимодействия: поиск материалов,
согласование времени, проведение репетиций, продумывание содержания, обмен
мнениями, поддержка коллег, сопереживание и др. Безусловным плюсом для многих
воспитателей стал навык общения с большой родительской аудиторией, преодоление
стеснительности и робости перед выступлением, умение преподнести результаты
труда своего и других специалистов.
Еще раз кратко резюмируем, как проходят родительские
собрания:
♦ в течение месяца идет предварительная подготовка:
выбирается тема, пишется сценарий, продумывается оформление зала с учетом
тематики встречи;
♦ каждая тема ориентирована на родителей, чьи дети
ходят в младшую группу или старшую (подготовительную); темы имеют логическую
связь между собой и преемственность с другими возрастными группами (иногда на
собрания приходят родители из других групп, приходят «не на свое» собрание,
потому что интересно);
♦ в соответствии с заявленной темой и задачами
воспитатели и специалисты (логопеды, музыкальные работники, учитель физкультуры)
готовят фрагменты занятий с детьми, причем зачастую это и для детей сюрприз:
аналогичные задания они выполняют в группе, но то, которое предлагается во
время встречи, — для них часто новое, требующее привлечения усвоенных ранее
знаний и навыков;
♦ всю встречу ведет «ведущий» из числа специалистов,
который координирует порядок и процедуру собрания, заполняет паузы
комментариями, относящимися к теме встречи, представляет группы, воспитателей
и т.д.;
♦ во время «показательных выступлений» воспитатели или
специалисты, проводящие фрагмент занятия, сопровождают объяснением те или иные
задания, их назначение и пробуют смоделировать эти задачи на семейные условия
воспитания;
иногда дети дарят заранее подготовленные подарки
родителям и гостям, иногда дети награждаются за яркие номера, за смелость и
т.п.;
♦ после детских выступлений следует 7— 10-минутное
сообщение специалиста по тематике вечера; обычно это выступление психолога,
логопеда, психоневролога, др.; как правило, такое выступление вызывает у
родителей потребность в индивидуальных экспресс-консультациях;
♦ родительское собрание (без ответов на вопросы и
консультации) в среднем занимает 40—50 минут; о встрече родители оповещаются
заранее (минимум за две недели) как с помощью объявления, так и дополнительных
приглашений-напоминаний со стороны воспитателей. |