Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 15:23

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

Воспитание ребенка средствами родного языка и народ­ного творчества

Ребенок 2—5 лет чуток к речи, к овладению языком, его смыс­ловой, грамматической структурой (привести примеры).

Некоторые возрастные особенности детей дошкольного возраста. 2—3 года: обучение осуществляется на основе подражания приятно­му взрослому и на собственном практическом опыте. Ведущий тип игры — предметно-манипулятивный. В этом возрасте важно поддер­жать стремление малыша исследовать и познавать окружающий мир. Обучение эффективно только на фоне эмоционально комфортного состояния. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружа­ющей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее разви­тие. 3—4 года: ребенок познает то, что видит перед собой сию мину­ту (опора на наглядное). В этот период его можно водить на спектак­ли, детские концерты, танцы, выставки, рассматривать и выполнять поделки. 4—5 лет: яркий интерес к волшебным сказкам. 5—6 лет: возраст развития воображения, являющегося основой творчества.

Восприятие произведения начинается с настроения, которое оно вызывает, с отношения к художнику, его понимания мира, людей, природы, ситуации. Взрослый должен иметь обо всем этом запас зна­ний: передача культурных ценностей требует работы, усилий. На втором месте в восприятии произведения (фильма, картины, музыки, спек­такля, поделки и т.д.) смысл и содержание: о чем повествуетсяв произ­ведении, как добивался мастер того или иного эффекта, что этим хотел сказать. Однажды на выставке картин Врубеля услышала фразу женщи­ны, обращенную к маленькому мальчику. Они остановились около ри­сунков: «Посмотри, какие музыкальные линии на акварелях!» Ребенку нужно помочь раскрыть символизм искусства, показать потаенные со­кровища. Без специального научения это богатство в руки не дается. Но нет нужды препарировать природу и подробно анализировать красоту!

Маленькие дети рано начинают интересоваться изображениями детей, животных, им понятны отношения «мать—дитя». Натураль­ные материалы, ритмичные узоры, радостный и гармоничный ко­лорит благотворно влияют на детское развитие.

Задача игрушки — дать в руки ребенка часть познаваемого мира, развеселить, чему-то научить и воздействовать на еще неосознанное эстетическое чувство. Народная игрушка предусматривает разглядыва­ние — так без назидания и поучения осуществляется эстетическое воспитание: краски, формы, способы передачи настроения, красота народных узоров, их ритмичность, чередование элементов, своеобра­зие колорита каждого вида (хохломская, городецкая, жостовская, па­лехская, богородская, гжелевская, дымковская росписи; игрушки, свистульки абашевские, тверские, матрешки семеновские, загор­ские и т.д.), геометрические и обобщенные образы растительного мира. Матрешка — символ целостности, соотношения частей и це­лого, их диалектичное™. У японцев один из секретов постижения красоты — длительное любование ею (в состоянии внутренней таши-ны), ведь иногда у нас есть время почитать, сходить на выставку или на концерт, но «нет настроения», то есть нет внутренней освобожден­ности от суеты, нет настроя. Это тоже своеобразная внутренняя работа.

Можно почитать детям мифы, легенды, предания о растениях, цветах (см.: Дети Флоры: легенды и мифы о цветах / Сост. В.М. Федосеенко. М., 2001; Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991). Мифы воспроизводят отношение к миру через отноше­ние к деревцу, травке. В славянской мифологии смешаны и пере­плетены восточные, западные, древнеславянские мифологические мотивы, в результате чего, полагают исследователи, возник фено­мен «русской души». Сейчас не осталось никаких сомнений в том, что сказки произошли из мифов: и миф, и сказка имеют сходную структуру, предстающую как цепь потерь и приобретений неких космических или социальных ценностей, связанных между собой действиями героя.

Песни, потешки, прибаутки, колыбельные. Музыка — источник духовного насыщения. Взрослые часто забывают, что ребенка окру­жает еще и звуковая среда (и если бы это была только музыка!). Музыка же выступает средством психорегуляции (это интуитивно чувствуют подростки). Предположительно, Фома Аквинский (фи­лософ XIII века) один из первых заметил усиление слова, поло­женного на музыку. «Реальность песни заключается в истине выска­занного чувства», — сказал A.A. Фет. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме (примеры создания про­изведений, вызванных к жизни страданиями, переживаниями их создателей).

Русский фольклор дает пути обретения самостоятельности, жиз­ненной силы и мудрости. Можно по-разному понимать образ Ива­нушки-дурачка в русских сказках, например, есть точка зрения, что это «божий человек», у которого душа находится ближе к духу, чем к рассудку, что это образ гармоничного единения мужского и женского начала; образ душевной мудрости. Сказка по своим функ­циям ближе к социальным реалиям (отображает семейные отноше­ния), тогда как фундамент мифов — противопоставление жизни и смерти, любви и ненависти, власти и подчинения и др. Фольклор как культурная память, нить, связующая поколения.

Терпимость к другим культурам, взаимообогащение культур. Ува­жение к родной культуре.

Значение родительских собраний

Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событи­ем и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

актуальность тем, поднимаемых на встречах;

насышенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с ро­дителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересо­ванности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико: именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требова­ния к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Любопытно было узнать, как сами родители формулируют ре­зультативность проводимой в детском саду работы.

Содержание ответов, %:

1. Нравится возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы — 49;

2. Много интересной и поучительной информации о собственных детях — 33;

3. Интересно общаться со специалистами — 31;

4. Дают возможность понять педагога; нравится совместная дея­тельность родителей, детей; нравится творческая атмосфера — 24;

5. Привлекает возможность увидеть, чем занимаются в саду, и посмотреть занятия — 23.

 

Кроме того, такая работа позволяет:

давать родителям информацию педагогического, психологи­ческого, логопедического содержания; повышать педагогиче­скую компетентность как родителей, так и воспитателей;

наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;

продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;

приглашать семью на консультацию к специалистам, знако­мя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадыва­ются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семей­ную ситуацию по-новому;

организовывать экспресс-консультации со специалистами сразу после собрания;

задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых, орга­низуя собрания в атмосфере праздника;

знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержа­ние с позиций заботы о детях; родители узнают задачи дет­ского сада и лучше понимают свою роль; работа специали­стов и воспитателей становится прозрачной для родителей.

В работе педагогического коллектива тоже отмечаются положи­тельные устойчивые изменения, выражающиеся в инициативно­сти, воодушевленной деятельности, в потребности повышать ква­лификацию, в знаниях, в принятии целей эксперимента как личностно значимых, в придании нового смысла той деятельности, которая за много лет успела превратиться в рутинную и будничную. Подготовка требовала от сотрудников взаимодействия: поиск мате­риалов, согласование времени, проведение репетиций, продумыва­ние содержания, обмен мнениями, поддержка коллег, сопережива­ние и др. Безусловным плюсом для многих воспитателей стал навык общения с большой родительской аудиторией, преодоление стесни­тельности и робости перед выступлением, умение преподнести ре­зультаты труда своего и других специалистов.

Еще раз кратко резюмируем, как проходят родительские собрания:

в течение месяца идет предварительная подготовка: выбира­ется тема, пишется сценарий, продумывается оформление зала с учетом тематики встречи;

каждая тема ориентирована на родителей, чьи дети ходят в младшую группу или старшую (подготовительную); темы имеют логическую связь между собой и преемственность с другими возрастными группами (иногда на собрания приходят родите­ли из других групп, приходят «не на свое» собрание, потому что интересно);

в соответствии с заявленной темой и задачами воспитатели и специалисты (логопеды, музыкальные работники, учитель физ­культуры) готовят фрагменты занятий с детьми, причем за­частую это и для детей сюрприз: аналогичные задания они выполняют в группе, но то, которое предлагается во время встречи, — для них часто новое, требующее привлечения ус­военных ранее знаний и навыков;

всю встречу ведет «ведущий» из числа специалистов, кото­рый координирует порядок и процедуру собрания, заполняет паузы комментариями, относящимися к теме встречи, пред­ставляет группы, воспитателей и т.д.;

во время «показательных выступлений» воспитатели или спе­циалисты, проводящие фрагмент занятия, сопровождают объяснением те или иные задания, их назначение и пробуют смоделировать эти задачи на семейные условия воспитания;

иногда дети дарят заранее подготовленные подарки родите­лям и гостям, иногда дети награждаются за яркие номера, за смелость и т.п.;

после детских выступлений следует 7— 10-минутное сообще­ние специалиста по тематике вечера; обычно это выступление психолога, логопеда, психоневролога, др.; как правило, та­кое выступление вызывает у родителей потребность в инди­видуальных экспресс-консультациях;

родительское собрание (без ответов на вопросы и консульта­ции) в среднем занимает 40—50 минут; о встрече родители оповещаются заранее (минимум за две недели) как с помо­щью объявления, так и дополнительных приглашений-напо­минаний со стороны воспитателей.

Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (30.10.2011)
Просмотров: 2859 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru