Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 20.04.2024, 13:35

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ

В настоящее время, помимо финансовых и прочих мате­риальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в заня­тости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родите­лей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекват­но (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени у педагогов, ощущение собствен­ной несостоятельности у некоторых педагогов, чувство обиды и даже этнические стереотипы — все это в совокупности мо­жет привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отка­зываться, а учиться это делать, понимая, что участие родите­лей в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, вос­питателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

• оказание разовой помощи;

• участие в организации образовательной работы с деть­ми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;

• участие в качестве постоянных добровольных помощ­ников;

• участие в принятии решений относительно своего ре­бенка или группы, которую он посещает, инициирова­ние действий и проектов «для своих»;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в про­цессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуа­лизации, признания за семьей права выбора характера и сте­пени своего участия в совместной с педагогами деятель­ности.

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вы­растить» желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками «общественной» жиз­ни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома приме­нять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка дости­жений своих детей и гордость за них;

• появляется возможность поработать в профессиональ­ной среде, что может побудить к получению дополни­тельного образования, поступлению на какие-либо кур­сы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обуче­ния детей дошкольного возраста;

• формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим coтрудни­кам детского сада;

• делается выбор детского сада для второго ребенка;

• родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с други­ми родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семь­ей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работаю­щим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставля­ет детям особое удовольствие, благоприятствует их ус­пехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства соб­ственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет соци­альный опыт и дает положительные модели для подра­жания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источ­нику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представля­ют разнообразные культурные традиции, создает воз­можность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

• изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

• сокращение расходов на зарплату штатных воспитате­лей в том случае, когда родители работают на добро­вольной основе постоянно (в качестве ассистентов вос­питателя);

• возможность использования увлечений, талантов, зна­ний и интересов родителей в процессе занятий с деть­ми;

• возможность закрепления знаний, получаемых в детс­ком саду с помощью занятий дома;

• происходит более тесное общение между родителями;

• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

• являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим ма­лышам решать задачи;

• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрос­лые члены семьи разделяют со своими детьми (напри­мер, приготовление пищи, игра на музыкальных инст­рументах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уваже­ния по отношению к семьям воспитанников, это положитель­но влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Итак, привлечение родителей и других взрослых к рабо­те с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, на­конец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе — прекрасный способ разнообразить и индивидуали­зировать задания, выполняемые детьми, предоставить им ши­рокий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с од­ним ребенком или с небольшой группой. Они могут руково­дить занятиями в Центрах искусства, математики или есте­ственных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помо­гать в выполнении заданий отдельным детям, готовить мате­риалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которы­ми они могут поделиться с детьми.

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного об­мена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходи­мо установить активный, персонифицированный, непрерыв­ный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителя­ми. Для этого педагоги должны находить способы документи­ровать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспи­танников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобрета­ют дети в ДОУ.

Практические действия по привлечению родителей и других взрослых помощников

Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, по­мощников или ассистентов в группе. Беспокоит сам факт по­явления на занятиях другого взрослого, который наблюдает и оценивает; возникает неуверенность по поводу своей роли в отношении этого взрослого — педагог не знает, как на это ре­агировать. Есть воспитатели, которые считают родителей не­подготовленными и неумелыми для общения с детьми, не спо­собными сделать что-нибудь полезное. Возможно, это проис­ходит потому, что педагоги не понимают, чем другой взрос­лый может помочь им в работе с группой. Некоторые счита­ют, что в задачу воспитателя не входит планирование работы со взрослыми помощниками. Для многих такая работа будет в новинку.

Лучшим способом справиться с этими сомнениями явля­ется совместное создание всеми работниками детского сада и родителями эффективной программы сотрудничества с семь­ями. В таком случае вы сможете выявить преимущества при­влечения родителей и других добровольных помощников. Составив список этих преимуществ, вы объясните себе и дру­гим, зачем нужна программа. А когда все будут твердо убеж­дены в этих преимуществах, процесс следует начинать.

Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь...

• в работе с небольшими группами или с отдельными детьми?

• в отношении материалов и оборудования?

• при осуществлении проектов или общих мероприятий?

• в подготовке праздников?

• в Центрах обучения или в выполнении других заданий?

• в оценке достижений и проблем отдельных детей?»

В результате таких размышлений появится много вариан­тов включения родителей в педагогическую деятельность дет­ского сада
Категория: СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД | Добавил: admin (07.11.2011)
Просмотров: 5972 | Теги: методист ДОУ, дети дошкольного возраста, воспитание, диагностика, детский сад, подготовка к школе, обучение, методические рекомендации для воспи | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru