В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных
отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным.
Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих
педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в
группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они
лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети
начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители
не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки
времени у педагогов, ощущение собственной несостоятельности у некоторых
педагогов, чувство обиды и даже этнические стереотипы — все это в совокупности
может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что
родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и
не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям.
Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей
в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, воспитателям, родителям,
престижу профессии и детского сада.
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
• оказание разовой помощи;
• участие в организации образовательной работы с детьми
на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;
• участие в качестве постоянных добровольных помощников;
• участие в принятии решений относительно своего ребенка
или группы, которую он посещает, инициирование действий и проектов «для
своих»;
• участие в обсуждении вопросов и принятие решений,
касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе
взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому.
Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе
индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего
участия в совместной с педагогами деятельности.
По аналогии с известной пословицей «Можно привести
лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя
заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить
пользу.
Начнем с родителей.
Становясь активными участниками «общественной» жизни
и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими
родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые
умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их
сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития
ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
• у родителей формируется более высокая оценка достижений
своих детей и гордость за них;
• появляется возможность поработать в профессиональной
среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению
на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения
детей дошкольного возраста;
• формируется правильное понимание возможностей
обучения и сложностей, которые с этим связаны;
• возникает доверие к воспитателям и другим coтрудникам
детского сада;
• делается выбор детского сада для второго ребенка;
• родители обучаются видам деятельности, которыми
можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о
которых знают из рассказов сына или дочери;
• устанавливаются длительные дружеские связи с другими
родителями.
А вот что происходит с детьми, когда они видят своих
родителей в группе:
• в их сознании возникает позитивная связь между семьей
и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с
открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим
в группе взрослым;
• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет
детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного
достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный
характер;
• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный
опыт и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают признавать полномочия других взрослых
(помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
• взаимодействие с семьями детей, которые представляют
разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования
толерантности;
• дети из неполных семей смогут частично реализовать
свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов и
всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов
семей воспитанников:
• изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе.
Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и
работать с малыми группами;
• сокращение расходов на зарплату штатных воспитателей
в том случае, когда родители работают на добровольной основе постоянно (в
качестве ассистентов воспитателя);
• возможность использования увлечений, талантов, знаний
и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
• возможность закрепления знаний, получаемых в детском
саду с помощью занятий дома;
• происходит более тесное общение между родителями;
• родители становятся участниками процесса принятия
решений по вопросам жизни детского сада;
• являясь представителями различных культур, родители
вносят особый вклад в процесс обучения;
• возможность понять, как родители мотивируют своих
детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые
члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на
музыкальных инструментах).
Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения
по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование
отношения ребенка к детскому саду.
Итак, привлечение родителей и других взрослых к работе
с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников
образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с
точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе
— прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать задания, выполняемые
детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности. Например, взрослые
могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с одним ребенком
или с небольшой группой. Они могут руководить занятиями в Центрах искусства,
математики или естественных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помогать
в выполнении заданий отдельным детям, готовить материалы и задания для
воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь
талант, которыми они могут поделиться с детьми.
Связи между семьей и детским садом строятся на
доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена
информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей
в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный,
непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого
педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о
ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о
их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
Практические действия по привлечению родителей и
других взрослых помощников
Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по
поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, помощников или
ассистентов в группе. Беспокоит сам факт появления на занятиях другого
взрослого, который наблюдает и оценивает; возникает неуверенность по поводу
своей роли в отношении этого взрослого — педагог не знает, как на это реагировать.
Есть воспитатели, которые считают родителей неподготовленными и неумелыми для
общения с детьми, не способными сделать что-нибудь полезное. Возможно, это
происходит потому, что педагоги не понимают, чем другой взрослый может помочь
им в работе с группой. Некоторые считают, что в задачу воспитателя не входит
планирование работы со взрослыми помощниками. Для многих такая работа будет в
новинку.
Лучшим способом справиться с этими сомнениями является
совместное создание всеми работниками детского сада и родителями эффективной
программы сотрудничества с семьями. В таком случае вы сможете выявить
преимущества привлечения родителей и других добровольных помощников. Составив
список этих преимуществ, вы объясните себе и другим, зачем нужна программа. А
когда все будут твердо убеждены в этих преимуществах, процесс следует
начинать.
Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи
относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос:
«Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь...
• в работе с небольшими группами или с отдельными
детьми?
• в отношении материалов и оборудования?
• при осуществлении проектов или общих мероприятий?
• в подготовке праздников?
• в Центрах обучения или в выполнении других заданий?
• в оценке достижений и проблем отдельных детей?»
В
результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в
педагогическую деятельность детского сада
|