Эффективность работы с родителями страдает от того,
что мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния и
особенностей родительского отношения к детям. Существует много приемов и
способов диагностики семейного воспитания. Предлагаем педагогам использовать
метод экспресс-диагностики родителей, выведенный нами в тематические блоки,
который можно проводить со всеми родителями сразу в течение 20 — 30 мин и
получать из него основную информацию о семье.
На основе результатов диагностики выявляются проблемные
семьи, с которыми нужно проводить занятия по коррекции недостатков семейного
воспитания.
Цели:
— ликвидировать причины негативного родительского отношения
к детям;
— способствовать гуманизации отношений родителей с детьми.
Задачи:
— повысить сензитивность к ребенку;
— выработать адекватные представления о детских потребностях
и возможностях;
— повысить уровень психолого-педагогической образованности;
— провести реорганизацию арсенала средств общения с ребенком.
Предметы
коррекции
1. Методы общения в семье.
2. Авторитарное подавление ребенка.
3. Равнодушие родителей к проблемам ребенка.
4. Гиперсоциализация в отношении к ребенку.
Объекты коррекции: родители социально и педагогически
запущенных детей.
БЛОК 1.
МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ В
СЕМЬЕ
Занятие 1
Цели:
— сблизить и активизировать группы;
— подготовить родителей к ролевым играм.
• Знакомство с правилами функционирования тренинговой
группы.
• Рассказ по
кругу родителей о себе,
своих трудностях, запросах и целях участия в группе. Попытка обсуждения
семейных проблем.
• Психологическое упражнение (изобразить «бросание
мяча, снежки, брызгание водой», передача по кругу благодарности, чувства
злости, раздражения).
• Произнести (ласково, грубо) свое имя, имена своих
детей.
• Выработка ритуала группового прощания.
Занятие 2
Цель: скорректировать систему психологических взаимодействий
в семье.
Отработка первых впечатлений друг о друге (техника «ассоциаций»,
«горячий стул»).
• Невербальные психологические приемы (движение в темноте,
ролевая игра «Поводырь и слепец»), направленные на сплочение группы, знакомство
с помощью тактильных контактов.
• Темы родительских дискуссий: «Роль родительских ожиданий.
Что они могут спровоцировать и породить у детей?», «Как наши страхи становятся
страхами наших детей?».
• Ритуал группового прощания.
Занятие 3
Цель: разрушать внутрисемейные стереотипы, способствовать
созданию атмосферы благополучия.
• Обмен чувствами.
• Обсуждение темы «Оптимальная дистанция в общении с
детьми».
• Наши конфликты с детьми. Проигрывание семейных конфликтов
между родителями и детьми. Роль ребенка играет родитель. Делается групповой
анализ.
• Ритуал группового прощания.
Занятие 4
Цель: закрепить новые способы общения и взаимодействия
родителей с детьми.
• Обмен впечатлениями от занятий.
• Упражнение «Просьбы и требования».
• Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего
животного ».
БЛОК 2.
АВТОРИТАРНОЕ
ПОДАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА Занятие 1
Цель: скорректировать систему психологических воздействий
в семье.
• Психологические упражнения (передача по кругу рукопожатий,
ободряющей улыбки).
• Психологический прием «смотри в глаза».
• Обсуждение темы «Личностная зависимость детей от родителей».
• Ритуал группового прощания.
Занятие 2
Цели:
— разыграть ситуации внутрисемейного общения;
— обсудить характер взаимодействия родителей с
ребенком. •Основные темы дискуссий: «Ругань», «Насмешка», «Обрывание», «Пристыживание».
• Ролевые игры («Стеснительный ребенок»,
«Приказание»).
• Анализ ролевых игр,
рефлексия.
• Ритуал группового
прощания.
Занятие 3
Цель: отработать новые позиции в общении с ребенком.
• Психологическая разминка. Игра
«Восковая палочка».
• Упражнение (сидящий и стоящий).
• Мозговой штурм, где родители вместе с психологом ведут
поиск способов выхода из сложившихся ситуаций (с учетом новой позиции общения
с ребенком).
• Ритуал группового
прощания.
БЛОК 3.
РАВНОДУШИЕ
РОДИТЕЛЕЙ К ПРОБЛЕМАМ РЕБЕНКА
Занятие 1
Цель: активизировать членов группы, помочь им
сблизиться.
• Упражнения (бросание мяча по кругу, «идет дождь —
один зонт», призыв о помощи).
• Произнести (ласково, грубо) свое имя, имена своих
детей.
• Дискуссия на тему «Проблемы ребенка — проблемы родителей».
• Ритуал группового
прощания.
Занятие 2
Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность
родителей.
• Тема групповой дискуссии «Спокойствие против равнодушия».
• Ритуал
группового прощания.
Занятие 3
• Обмен внутренними чувствами. Игра «Горячий стул».
• Упражнение «Воспитание чувств ребенка», оценивание
результата.
Занятие 4
Цель: закрепить
новые способы общения в семье.
• Обмен
внутренними чувствами.
• Интерпретация психологом детско-родительских отношений
в семьях по тесту «Кинетический рисунок семьи» и обсуждение рекомендаций
родителям.
• Ролевая игра (в роли родитель). У ребенка возникла
нужда о чем-либо поговорить. Родители отмахиваются от него. Обсуждение
игры. Рефлексия.
• Упражнение «Последняя встреча». Закройте глаза и
представьте, что занятия закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы
не сказали группе, но хотели бы сказать. Откройте глаза и скажите это.
• Ритуал группового прощания.
БЛОК 4.
ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ
В ОТНОШЕНИИ К
РЕБЕНКУ
Занятие 1
Цель: та же.
• Представление родителями на круге общения себя и своих
трудностей, проблем. Называют свое имя со словом, ассоциирующим черту характера.
• Выполнение психологических игр.
• Презентация достоинств ребенка.
• Ритуал группового прощания.
Занятие 2
Цель:
развивать родительскую компетентность.
• Обсуждение темы методом групповой дискуссии «Четыре
главных психологических момента в семейном воспитании».
• Ритуал группового прощания.
Занятие 3
Цель: способствовать повышению самоценности родителей.
• Беседа-дискуссия «Самоценность, или Как мы относимся
к себе?»
• Упражнения.
• Ощущение своей самоценности. (Вспомнить, когда сумели
помочь ребенку справиться с какими-либо трудностями; день, когда услышали комплименты.)
• Что значит ощутить свою малоценность? (Вы допустили
какой-то досадный промах или совершили серьезную ошибку. Постарайтесь вернуться к тем чувствам,
которые испытали.)
• Сведения о самоценности ребенка родители передают через
каждое слово, интонацию, прикосновение. Ролевые игры. Рефлексия.
• Ритуал группового прощания.
Занятие 4
Цель: закрепить новые способы общения в семье.
• Обмен внутренними чувствами.
• Игра «Поводырь и слепец».
• Обсуждение необходимой эмоциональной сдержанности в
присутствии ребенка.
• Ролевая игра «Жертва». Обсуждение игры.
• Ритуал группового прощания.
Основной
задачей психокоррекции в родительских группах является изменение
неадекватных родительских позиций, адекватизация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в
семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента
воспитания, необходимо научить родителей быть более сензитивными к своим
детям, относиться к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой
ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать
другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с
родителями.
Главным предметом коррекции становятся сфера сознания,
самосознания родителей, система восприятия детей и отношений с ними, реальные
формы взаимодействия в семье.
|