Познание осуществляется целостной личностью. Поэтому
не приходится удивляться, что при сравнении детей с высокой и низкой
познавательной потребностью были обнаружены значительные различия во
многих чертах личности. Главное различие между этими детьми было в
самооценке, т. е. в том, как они оценивали и воспринимали себя, свои
способности, возможности, результаты деятельности.
Был проведен следующий эксперимент.
Ребенку на очень короткое время предъявляют картинку
с изображением множества предметов; за такое время правильно определить
их количество практически невозможно. Однако ребенку предлагали все же
назвать это количество (угадать). Таких картинок предлагалось 22.
Независимо от того, какую цифру назовет ребенок, 11 раз из 22 ему
говорили, что он назвал правильную цифру, а остальные 11 раз —
неправильную. Положительные ответы (да, угадал) были перемешаны с
отрицательными (нет, не угадал), а ребенок, конечно, не считает, сколько
раз ему сказали да, а сколько нет.
Всем детям, таким образом, дают одинаковое
количество положительных и отрицательных подкреплений и всем задают один
и тот же вопрос: Ну, как ты думаешь, каких ответов у тебя было больше —
правильных или неправильных? И тут оказывается, что дети по-разному
оценивают совершенно одинаковую ситуацию.
Одни дети заявляют, что, конечно, правильных ответов
у них было больше, другие с той же уверенностью говорят, что больше у
них неправильных ответов, и лишь некоторые — что и тех, и других ответов
у них было поровну. Опыт варьировали самым разным образом, результаты
каждый раз были близкими.
Таким образом, в эксперименте четко выделялись
испытуемые, достаточно уверенные в себе (больше побед), с высокой
самооценкой, и неуверенные в себе (больше поражений), с низкой
самооценкой.
Применяются и другие методы определения самооценки.
Можно предложить ребенку проранжировать своих
учеников и определить в этом списке свое место. В этом случае ученики с
низкой самооценкой отводят себе место где-то внизу списка, а ученики с
высокой самооценкой — поближе к его началу.
Психологи, изучая связь самооценки с
любознательностью, пришли к выводу, что у детей с низкой самооценкой
значительно снижается и познавательная потребность. Дети с низкой
самооценкой неуверены в себе, в своих силах, они боятся, школы, и потому
познавательная потребность у них разрушается. Неуверенность в себе,
страх в ситуации умственного напряжения, т. е. то, что вызывается низкой
самооценкой, может принимать самые разные формы и иногда очень тяжелые,
вплоть до так называемых школьных неврозов.
Школьные неврозы проявляются по-разному. Одни дети
озлоблены, ожесточены, не любят школу, другие равнодушны, третьи
агрессивны, четвертые — тревожны и беспокойны, каждый урок вызывает у
них стрессовое состояние.
Повышенная тревожность ведет к торможению познавательной потребности.
Также и агрессивность ребенка, снижающая, по
некоторым данным, его любознательность, связана со скрытой
неуверенностью в своих силах.
Что же является причиной низкой самооценки ребенка? Главным образом в этом повинны окружающие взрослые, прежде всего учитель.
Многие психологи (А. И. Липкина, Л. С. Славина, Б.
И. Савонько и другие) отмечают, что именно учитель, воздействуя на
ученика своей оценкой его труда, формирует у него представление о самом
себе, о своих возможностях, т. е. самооценку.
Как показали исследования А. И. Липкиной, начальные
неуспехи в учении, подкрепляемые систематическими отрицательными
оценками главного авторитета в классе — учителя, ведут к формированию
низкой самооценки. А низкая самооценка, в свою очередь, ведет к новым,
еще большим неудачам в учении и к еще большему снижению самооценки.
Порочный круг, следствием которого является крайне искаженная
познавательная потребность. Ребенок не хочет, не любит учиться, так как
не верит, что он учиться может. При этом искажается вся личность
ребенка: ведь самооценка ребенка — это и его надежды на будущее, мечты о
профессии. В самооценке человек, по словам А. И. Липкиной, проектирует
себя. Школьник с низкой самооценкой видит себя как отстающего от других,
как человека хуже других. У него опускаются руки, он не верит в успех.
Именно это и вызывает заболевание ленью.
Следует специально подчеркнуть, что всякая
умственная пассивность, нелюбовь к умственной деятельности связана с
изменениями в личности. Либо это происходит под влиянием оскорбляющего
ребенка равнодушия взрослых к его работе, либо под нажимом старших,
пытающихся слишком жестко воспитать у него чувство учебного долга при
недостаточно укрепившейся познавательной потребности, либо в результате
неудач, вызванных неумением учиться. Во всех этих случаях ребенок теряет
веру в себя, страдает его самооценка, искажается личность, а значит, и
познавательная потребность.
Вместе с тем искажение познавательной потребности
ведет, в свою очередь, к дальнейшему искажению личности. Ведь если
ребенок не любит учиться, то школа для него не радость, а либо кнут
(если ребенок учится плохо), либо пряник (если хорошо). Резко меняется
система мотивов; на первый план выходят разного рода отметочные мотивы.
Все названные выше причины умственной лени (болезнь
эмоций, недостаток умственной пиши, неумение учиться) рассматривались
отдельно лишь для удобства изложения. На самом деле эти причины
действуют, как правило, вместе, будучи связаны лишь друг с другом. При
анализе причин умственной лени важно выделить основные неблагоприятные
факторы, которые заводят все остальные.
Бывают и случаи лени в результате физической болезни ребенка, точнее — неполного здоровья.
Надо сказать, что физическая болезнь и умственная
пассивность, конечно, не всегда совпадают. По наблюдениям многих
психологов, весьма яркие интеллектуальные достижения возникали нередко
именно вследствие некоторой физической неполноценности ребенка, как бы в
качестве компенсации.
Не отрицая такого рода случаев, отметим, что в
определенный период развития (прежде всего, в младшем школьном возрасте)
особенно важно для интеллектуального формирования ребенка полноценное
функционирование его нервной системы. В. А. Сухомлинский считал, что
примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в
учебе — плохое состояние здоровья. Причем эти заболевания (вернее,
отклонения) чаще всего совершенно незаметны, однако они ведут к тому,
что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному
труду.
Многие родители и педагоги недооценивают возможности
таких незаметных отклонений от нормы. Как показывают наблюдения, во
многих семьях (а здоровье ребенка это прежде всего семья) нет еще
подлинной физической культуры. Однако здоровье ребенка нуждается в
ежедневных и разумных заботах. Недаром писал В. А. Сухомлинский: Если
измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет
обучения, то добрая половина их-о здоровье.
|