В сфере аффективного развития мотив
социальной компетенции означает стремление к усовершенствованию собственных
социальных навыков и способностей и приобретению новых навыков межличностного
общения.
В результате исследований, Майлдред Партен пришел к выводу, что
характер детей с возрастом ощутимо меняется (и качественно, и количественно). В
данном случае исследовались дети в возрасте от 2 до 5 лет. Несколько позже Партен установил, что доля общения в общей деятельности детей высоко
коррегирует с их хронологическим возрастом. Исследователь отмечает, в
частности, что с возрастом дети теряют интерес к наблюдению за деятельностью
других и к играм в одиночку. Одновременно у них растет склонность к совместным
занятиям со сверстниками. Позже точку зрения Партена разделили многие
специалисты в области детской психологии.
В отношении одаренных детей считаем
возможным высказать два соображения. Во-первых, игры и занятия в одиночку
объясняются настойчивой, целенаправленной познавательной деятельностью детей в
возрасте от 3 до 5 лет. Примерами подобной деятельности могут служить
отгадывание головоломок и загадок, рисование, вырезание, склеивание, письмо и
чтение. Во- вторых, сравнения, проведенные между одаренными детьми,
занимающимися по специальным программам, со «средними» детьми, которых обучают
по обычным дошкольным программам, указывают на то, что одаренные дети начинают
участвовать в коллективных играх, требующих умения взаимодействовать с партнерами,
раньше, чем их «средние» сверстники.
Одаренные дети, занимающиеся в
общей массе со «средними» детьми, могут испытывать затруднения в обгцении и
сотрудничестве с ними. Дело в том, что довольно часто одаренные дети принимают
на себя роль организаторов групповых игр, что зачастую вызывает недовольство со
стороны партнеров. Организаторские способности одаренного ребенка, гибкость и
быстрота его мышления, хорошее речевое развитие, особенности темперамента, то
есть те качества, которые выделяют его из общей массы, могут способствовать и
появлению у него синдрома «никто меня не любит».
Какова же роль учителя в этих
ситуациях? Как он может помочь неординарному ребенку избавиться от подобного
синдрома? На наш взгляд, следующий диалог, происшедший между воспитателем и
одаренным ребенком в одном из детских садов, может служить примером того, как
разрядить возникшую в группе напряженность.
Ребенок: «Никто меня не любит. У
меня нет друзей!»
Учитель: «И что ты намерен делать?»
Ребенок: «Не знаю».
Учитель: «По-моему, один из лучших
способов подружиться с детьми - это спокойно понаблюдать за ними, прислушаться
к их разговорам. Тогда ты, может быть, поймешь, как с ними подружиться».
Ребенок в течение нескольких минут
сидел во дворе и наблюдал за игрой других детей. Затем он подошел к своему
сверстнику, который выделялся своей активностью на площадке, и сказал: «Я не
знаю, как вырыть яму. Покажи, пожалуйста, как это делается».
Учителю принадлежит главная роль в
развитии у детей социальной компетенции. Для этого он должен организовывать
занятия и игры детей таким образом, чтобы стимулировать их сотрудничество.
По взаимной договоренности между
собой педагоги, работающие с дошкольниками, могут прибегнуть к такому методу,
как направление ребенка, обладающего продвинутыми организационными способностями,
в другую возрастную группу, где он имеет возможность отличаться и получить
статус лидера. Организация игр, объединяющих детей разного возраста, также
один из эффективных педагогических приемов.
Исследования, проведенные среди
детей более старшего возраста (Gottman, Gonzo and Rasmussen, 1975; Hartup, Glazer and Charlesworth, 1967; Jennings, 1975), показали, что умение
словесно выразить поддержку сверстникам позитивно соотносится с популярностью
ребенка среди них. Одаренные дети в возрасте от 3 до 5 лет, как правило, очень
внимательно следят за действиями своих сверстников. Наблюдательность и вербальные
способности таких детей следует направлять на установление и поддержку
межличностных отношений.
Одаренные дети, как и все
остальные, стремятся заручиться сотрудничеством со стороны своих сверстников.
Характерно, что они обладают разнообразными навыками и способностями,
необходимыми для установления успешных взаимодействий с партнерами.
Чувство
юмора
Очевидно, что чувство юмора у
малолетних детей в известной степени зависит от уровня их умственного развития.
Например, 3-летние малыши могут развеселиться, услышав, как звучит имя сказочного
персонажа --«Тики Тики Тим Боу Ноу Coy Рим Боу», и с восторгом станут
повторять это звукосочетание. Хорошая память играет важную роль в получении
удовольствия от бессмысленных звуков. Примерно в возрасте 4 лет одаренные дети
начинают проявлять интерес к загадкам. А в 5 лет — увлекаться игрой слов. Их
шутки в какой-то мере отражают полученную ими информацию.
|