В моду входят не только фасоны платьев, но те или
иные слова, идеи… Сегодня модной стала проблема детской одаренности.
Везде и всюду ищут таланты, развивают таланты, создают фонды для помощи
талантам. Но это сейчас. А долгое время одаренных, по сути дела, в нашей
стране не существовало. Провозглашался ханжеский лозунг: Неспособных
детей нет! Все объявлялись одаренными- А раз все дети от природы одарены
в равной степени, то надо ли заниматься талантами, разрабатывать для
них особые методы обучения и воспитания, готовить учителей?
Ситуация была, по крайней мере, странной:
олигофренами занимались — хотя бы в науке, в методических учреждениях —
достаточно серьезно — и программы, и спецшколы, и особая подготовка для
учителей.
А вот одаренных как бы и не существовало. Хотя
одаренность — это один из факторов риска для развития ребенка- Как ни
парадоксально, но это факт, который и для читателей моей книжки станет
более понятным по мере продвижения к ее концу.
Психологи показали, что для развития потребности
ребенка в познании и — на этой основе — одаренности наиболее пагубно
именно пренебрежение, безразличие к его познавательной деятельности.
Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может более
положительно влиять на развитие ребенка (в случае сильной потребности в
познании), чем равнодушие.
У нас же до сих пор бытует мнение, что работа с
одаренными детьми, создание для них специальных школ, особых программ —
все это ни что иное, как формирование элиты, нарушение принципа
равенства, гуманизма. По-видимому, нашему обществу еще придется
вырабатывать принципы подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге
всеобщей одаренности, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее
неповторимости. Ведь люди различаются от природы самым основательным
образом, в том числе и по своим талантам.
Надо сказать, что, несмотря на большую — длительную и
временами широкую — историю изучения одаренности на Западе и в нашей
стране, терминология еще не вполне установилась. Понятие одаренность
имеет несколько различных значений: как представление о наследственных
предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого
человека, и т. д. Мы в этой книжке пользуемся термином одаренность в
наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень
развития способностей, любых — общих (умственных) и специальных. В
данном случае нам важен именно тот факт, что у некоторых детей и
соответственно взрослых уровень способности значительно отличается от
среднего. Их мы и называем одаренными. Очень часто в качестве синонима
слова одаренный употребляют выражения очень способный и даже просто
способный. Серьезная терминологическая работа крайне нужна в теории и
практике способностей, однако мы надеемся, что предлагаемое нами
понимание одаренности является достаточно естественным и не будет
вызывать затруднений у читателя.
Понимание одаренности как только интеллектуальной
характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком
развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе
ум человека, одарена его личность. Человек, наделенный развитыми
способностями — другой и по характеру, и по восприятию мира. Он
по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится.
Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к
личности необходим, чтобы суметь
развить его способности, реализовать его дар. Более
того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает
реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции.
Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об
одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников,
необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно
способные дети. Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и
для учителей, и для родителей. Это одаренность нестандартным видением,
нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не
такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Особенно трудно с такими детьми учителям. Видимо,
сама профессия педагога противоречива по своей сути: ведь он учит своих
учеников наиболее устоявшемуся в человеческом опыте и потому по
необходимости консервативен. Добавим при этом, что при всех вариациях он
все же имеет дело каждый год с одним и тем же основным содержанием
своего предмета. В такой ситуации тем более трудно не только заметить
нестандартного ребенка — трудно его оценить, примириться с
нешаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у
творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем
у нормальных детей, из-за чего у него нередки трудности в общении.
В работе М.,И. Фидельман, проведенной под нашим
руководством, обнаружилась довольно противоречивая картина. Оказалось,
что учителя, с одной стороны, понимают важность творческой деятельности
(лекций-то слушают много, книги и всякие методические пособия тоже
читают) и ставят оригинальность мышления на одно из первых мест, а с
другой стороны, на столь же первые места, ставят дисциплинированность.
Эту амбивалентность (противоречивость, двойственность) учительской
позиции нам, психологам, всегда приходится учитывать.
Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с
одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою
собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний.
Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми,
такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама
работа с ним — праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это
далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не
выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в
общей массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы
уметь работать с такими детьми.
Одаренные дети — целый мир, особый мир детства, и мы
ставим здесь своей целью лишь приоткрыть дверь в этот мир, познакомить
читателя хотя бы с малой частью его проблем.
|