Что такое
творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют
многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание
творческой обстановки в школе. В этой главе прослеживаются связи между
творческим и игровым поведениями, описываются методы, применяемые для развития
дивергентного мышления и для обучения навыкам, необходимым для решения
возникающих проблем.
В 1959
году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия
творчества (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение
находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового
и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой
формулировке, критерием творчества является не качество результата, а
характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая
результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение
творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители
учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в
экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих
способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.
Дошкольное
обучение призвано обеспечить детям речевую, социальную и прочую подготовку.
Суждение об успехах, достигнутых дошкольниками, выносится на основании с
равнения этих достижений с предыдущими результатами. Некоторые педагоги,
вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным
свойством, причем природа награждает ими далеко не всех. Подобная точка зрения
основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов
деятельности. Этот критерий вполне применим для выявления «более» творческих
индивидуумов из какой-то группы населения, но мало полезен для стимулирования
творческой активности детей. Если педагоги сводят свое определение творчества
к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки,
ведущие к созданию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания.
В отличие
от концепций, связывающих креативность с качеством конечных продуктов, мы
придерживаемся точки зрения на характер творчества, которая основана на
гуманистических подходах, предложенных Фроммом, Маслоу, Мэйем и Роджерсом.
Кроме
этого, мы учитываем работы Торренса, посвященные выделению и изучению
предпосылок, способствующих появлению и укреплению элементов творчества у
детей.
Исследования
(Wallace and Kogan, 1965) показали, что проявления
креативности (их усиление или ослабление) подвержены влиянию многих внешних
условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок
или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными
задачами.
Когда мы
говорим о воспитании креативности, мы имеем в виду развитие способности и
предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен
творческий продукт. В таком случае уместно будет задать вопрос: «Какие же
конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам?» Этот
вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности,
которые способствуют созданию «продукта», признаваемого «творческим»?» Автор
настоящей работы полагает, что исследования творческих способностей детей-дошкольников
должны быть сконцентрированы на выявлении таких элементов («клеточек»)
поведения и деятельности детей в дошкольном учреждении, при помощи которых они
находят новые пути освоения окружающей действительности.
|