Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 23.01.2019, 01:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике

Проблема «детской одаренности» является актуальной в современных условиях, она обусловлена социальным запросом общества и определена государственной программой «Одаренные дети». Программа нацелена на своевременное выявление одаренных детей, «создание условий для формирования творческой индивидуальности ребенка… расширение спектра возможностей апробации и реализации интересов, наклонностей и способностей»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.

определение склонности ребенка

организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления

использование средств занимательной математики

организация дополнительного образования

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.
Содержание образования одаренных детей имеет ряд отличий от содержания образования их сверстников. В педагогической науке и практике выделено два основных подхода к решению данной проблемы:

  • изменение количественных характеристик содержания образования, объема учебного материала и тем обучения;
  • изменение качественных характеристик содержания образования: характер подачи – алгоритмизированный, эвристический.

Для детей группы «Фантазеры», имеющих склонность к математике, программа их возрастной группы оказывается слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, взятые из программы воспитания и обучения детей седьмого года жизни (Программа воспитания и обучения детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации). Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одаренности.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

  • занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Варианты игр с использованием занимательного материала, развлечений представлены в данном пособии.
В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно рассматривать как одно из средств развития одаренных детей. В пособии представлено примерное содержание индивидуальной программы развития ребенка, с которым организуются индивидуальные игры.
Предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может пробудить имеющиеся у них задатки, заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развитие способностей и одаренности.

Определение склонностей ребенка

Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

  • Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  • Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
  • Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  • Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  • Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  • Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  • Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Легко входит в роль какого-либо персонажа.
  • Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

  • интеллектуальная;
  • академических достижений;
  • творческого, продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественная;
  • двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Содержание учебного материала,
предлагаемого для усложненных заданий на занятиях

Раздел

Основное содержание

Количественные представления

  • Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
  • операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
  • количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
  • счет парами, тройками, десятками;
  • использование при сравнении элементов знаковой системы;
  • решение простых арифметических задач. Запись решения задач с помощью цифр и знаков

Величина

  • Измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
  • знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр)

Геометрические формы, фигуры

Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры)

Ориентировка в пространстве

  • Составление планов, схем, карт;
  • ориентировка в трехмерном пространстве

Ориентировка во времени

  • Определение времени по часам;
  • знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём
Категория: СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ | Добавил: Олівець (10.01.2012)
Просмотров: 3065 | Теги: методика оценки одаренности ребенка, развитие одаренных детей в детском, работа с одаренными детьми, программа по работе с одаренными де, ДОУ | Рейтинг: 5.0/2
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2019
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru