Проблема «детской одаренности» является
актуальной в современных условиях, она обусловлена социальным запросом
общества и определена государственной программой «Одаренные дети». Программа нацелена на своевременное выявление
одаренных детей, «создание условий для формирования творческой
индивидуальности ребенка… расширение спектра возможностей апробации и
реализации интересов, наклонностей и способностей» Одаренность –
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие
видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет
склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные,
познавательные, творческие способности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость
внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его
интересов);
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.
определение склонности ребенка
|
организация индивидуальной работы с ребенком по усвоению знаний и развитию логического мышления
|
использование средств занимательной математики
|
организация дополнительного образования
|
Для определения склонности ребенка
предлагается использовать методику, представленную в пособии
А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства»
(Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в
целях получения первичной информации о характере и направленности
интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное
сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода
независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет
организовать работу по развитию у них интересов и способностей к
математике. Содержание образования одаренных детей имеет ряд
отличий от содержания образования их сверстников. В педагогической
науке и практике выделено два основных подхода к решению данной
проблемы:
- изменение количественных характеристик содержания образования, объема учебного материала и тем обучения;
- изменение качественных характеристик содержания образования: характер подачи – алгоритмизированный, эвристический.
Для детей группы «Фантазеры», имеющих
склонность к математике, программа их возрастной группы оказывается
слишком легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому на
фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует
предлагать усложненные варианты заданий, взятые из программы воспитания и
обучения детей седьмого года жизни (Программа воспитания и обучения
детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие
методические рекомендации). Такой подход к организации
образовательного процесса реализует принцип
индивидуально-дифференцированного подхода и окажет помощь детям в
развитии их способностей и одаренности. Перспективным и важным
направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике,
является развитие у них логического мышления, которое подразумевает
формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и
прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать
простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально
одаренных детей является формирование приемов умственных действий:
сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии,
систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные
варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к
аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Практика
обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных
детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма
его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и
познавательную активность. С этой целью используются средства
занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной
активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания,
памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и
мотивационной сферы личности дошкольника. В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию
логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами
активизации умственной деятельности;
- задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного
количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется
преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или
перекладывания ее составляющих;
- группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая
способствует развитию образного и логического мышления, пространственных
представлений;
- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток,
продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей
рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Варианты игр с использованием занимательного материала, развлечений представлены в данном пособии.
В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования
уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно
рассматривать как одно из средств развития одаренных детей. В пособии
представлено примерное содержание индивидуальной программы развития
ребенка, с которым организуются индивидуальные игры. Предложенная
система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к
математике, может пробудить имеющиеся у них задатки, заметить их
проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов
развитие способностей и одаренности.
Определение склонностей ребенка
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже
образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из
расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом
этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с
детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов
сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо
знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и
ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать
способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию
ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках,
номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится
в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если
соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него
характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++).
Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже
испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда
проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы
быта и другие средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов,
проявляет большой интерес и исключительные способности к
классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не
имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти
символы, буквы, слова.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа.
- Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) _____________________________ ____________ (Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
- интеллектуальная;
- академических достижений;
- творческого, продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественная;
- двигательная.
При обработке результатов необходимо
сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно
сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени
выраженности склонности.
Содержание учебного материала, предлагаемого для усложненных заданий на занятиях
Раздел
|
Основное содержание
|
Количественные представления
|
- Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
- операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
- количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
- счет парами, тройками, десятками;
- использование при сравнении элементов знаковой системы;
- решение простых арифметических задач. Запись решения задач с помощью цифр и знаков
|
Величина
|
- Измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
- знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр)
|
Геометрические формы, фигуры
|
Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры)
|
Ориентировка в пространстве
|
- Составление планов, схем, карт;
- ориентировка в трехмерном пространстве
|
Ориентировка во времени
|
- Определение времени по часам;
- знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём
| |