Среди
самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность,
несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом
для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.
Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом,
который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает
возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Прежде всего, это создание условий:
- Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
- Наличие богатой предметно – пространственной среды.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
- Наличие системы.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами.
- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
- Учет синзитивности дошкольного детства.
- Индивидуальный подход,
- Своевременное начало.
- Возможность выбора.
- Комплексный подход.
- Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности
ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
Система воспитательно – образовательной деятельности по развитию детских способностей
Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника
Ступеньки способностей – это путь
восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система
воспитательно – образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года)
- Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые
сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение
чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном
развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение
в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок
данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не
зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо
предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень
важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет)
– интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе
поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже
возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в
группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет)
– яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах
деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то
теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая
максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям
предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет)
– проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального
искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей
происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может
говорить о наличии у них определенной степени одаренности. |