Чтобы знать предмет, надо не только знать, что есть
это, но и отделить его от того, что это не есть. Проще говоря, с чем же
нельзя путать познавательную потребность?
Оказывается, есть целый ряд потребностей, как бы
сопряженных с познавательной. Они тоже вносят свой вклад в познание (и
иногда большой), но это другие потребности.
Потребностей, сопряженных с познавательной, немало. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего должна быть отмечена, конечно, жажда славы, или, иначе говоря, потребность в признании, в социальном успехе (Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно…).
Вероятно, во многих творческих достижениях эта
потребность играет свою роль. Однако опять же в большинстве случаев
только на вторых ролях, как некий усилитель. Вместе с тем история науки
знает случаи, когда выдающееся открытие долго не было известно только
потому, что автор, не гонясь за славой, не спешил его обнародовать- Так
что определенная доля стремления к признанию должна, видимо,
сопровождать познавательную потребность.
Несколько сложнее обстоит дело с потребностью в достижении. Эта потребность лишь по названию сходна с потребностью в успехе; по сути же дела это разные вещи.
Потребность в достижении — потребность в успехе
дела, а не в личном признании- Такая деловая направленность потребности в
достижении, естественно, включает и познавательные факторы. Однако это
все же не познавательная потребность, а именно деловая, потребность не
столько в самой познавательной деятельности, сколько в получении
конкретного результата.
Потребность в достижении — это всегда прежде всего Дело.
От познавательной потребности следует отличать и потребность в умственных манипуляциях, умственной деятельности как таковой.
Нередко приходится видеть детей, самозабвенно
щелкающих задачки одного и того же типа (конечно, когда это получается).
Никакого нового знания в этой работе они не приобретают.
Есть игры, построенные на принципе классификации,
когда из множества предметов нужно составить отдельные группы предметов,
объединенных общим основанием. Например, из картины, стола, пианино,
электробритвы, кресла и стиральной машины можно составить не менее
четырех различных групп; если бы список был больше, количество вариантов
увеличилось бы. Есть люди, с удовольствием выполняющие такую работу.
Эта деятельность (классификация, комбинирование) может быть полезна для
субъекта, однако нового знания в ней не возникает.
Представление о потребностях, сопряженных с
познавательной, дает нам возможность ограничить формы и условия ее
проявления. Учет этих — идущих по касательной к познанию — потребностей
оказывается чрезвычайно важным при разговоре о воспитании познавательной потребности.
|