Правительство
не могло обойти стороной проблему одарённых детей. В рамках программы
«Дети России», которая направлена на создание благоприятных условий для
комплексного развития и жизнедеятельности детей, Государственную
поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были созданы
подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья».
В
рамках подпрограммы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать
природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать
детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала
возможностей. Планируется создать государственную систему выявления
одаренности с раннего возраста и оказания адресной поддержки каждому
одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных
маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
При этом система выявления и поддержки молодых талантов должна охватить
всех детей России, включая детей, проживающих в сельской местности, в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Важной
составляющей этой подпрограммы является координация деятельности базовых
центров по работе с одаренными детьми и их поддержка, оказание
консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными
детьми. Кроме того, предлагается сформировать информационную базу данных
талантливых и одаренных детей школьного возраста с целью отслеживания
их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
Правительство,
понимая важность этой программы, выделяет средства из федерального
бюджета в размере 10,1 млрд руб. Что касается прогноза на будущее, то,
как указано в концепции, проведенный анализ показывает, что средства,
направленные на реализацию всех составляющих программы «Дети России»,
полностью окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от
реализации программы предположительно составит около 19 млрд руб. В
последующие 10 лет экономический эффект от реализации программы будет
возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд руб. в год. Численность
населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации
программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.
Следует
уточнить, что издательство «Спец-Адрес», издающее популярную
Энциклопедию «Лучшие Люди России», при содействии Российского
государственного военного историко-культурного центра при Правительстве
Российской Федерации, в соответствии с правительственной программой
«Дети России», утверждённой постановлением Правительства РФ № 732 от 03
октября 2003 г., издает приложение к Энциклопедии «Лучшие Люди России»—
Энциклопедию «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ РОССИИ». В неё заносят детей,
рекомендованные редакции издания Департаментами образования, директорами
школ, педагогами. Это подрастающее поколение лучших людей России.
Победители олимпиад, лауреаты региональных, всероссийских и
международных конкурсов.
В
настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и,
соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Проблема одаренности является
комплексной. В ней пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития
одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной
подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с
одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект.
Особенности,
присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и
делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, таких детей
отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито
чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в
общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре,
технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в
обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся
активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые
знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию
новых концепций, теорий, подходов.
В-третьих, большинству из
них свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость,
которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями
позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди
педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на
обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей
необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные
учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны
обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди
«нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Пока нет
комплексной диагностики, позволяющей определить общую и
специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду
творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то
образом удалось проявиться и закрепиться.
Школа
испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых
учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В
программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого
ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии
одаренного ребенка играет система дополнительного образования.
Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность
реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
В
заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными
детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от
учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно
обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также
тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией
и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста
мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
К
сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою
возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко
одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого
государства. |