Особое место в ряду рассматриваемых мер занимают многочисленные методики развития умственных способностей в дородовой период. Их разработкой занимаются исследователи в разных странах, в официальной отечественной педагогике они малопопулярны. Однако в наше время, даже на уровне теории, эту проблему нельзя считать периферийной. Широко известны положительные результаты использования метода дородовой стимуляции умственного развития Масару Ибука (владельца корпорации «Sony»). Суть метода заключается в том, что на протяжении определенного времени проигрываются заданные музыкальные ноты в непосредственной близости от живота будущей мамы. Формирующийся плод воспринимает эти звуки, и таким образом резко активизируются не только музыкальные, но и общие интеллектуальные способности будущего ребенка. Известно, что к аналогичной перинатальной стимуляции развития ребенка прибегали еще древние китайцы две с лишним тысячелетий тому назад. В настоящее время ученые объясняют получаемый эффект тем, что благодаря этой системе уменьшается количество клеток мозга, обычно исчезающих после появления малыша на свет. Активные поиски в этом направлении, а следовательно, и яркие интересные находки, видимо, дело недалекого будущего. Следующая, примыкающая к этой линия может быть представлена работами по раннему обучению, развитию и их влиянию на функционирование мозга. Отметим здесь не умозрительные заключения о вреде или пользе раннего обучения, высказанные разными «авторитетами от науки», и рассмотрим итоги ряда экспериментальных исследований. Еще в 30-х годах русский нейрохирург Б. Н. Колосовский провел серию интересных экспериментов. Он разделил новорожденных котят и щенков на две группы - экспериментальную и контрольную. Формировались обе группы, для большей объективности, из братьев и сестер. И котята, и щенки контрольной группы развивались в естественных условиях. А те, что оказались в экспериментальной группе, выращивались на медленно вращающемся подиуме. Таким образом, на протяжении всего эксперимента (от десяти до девятнадцати дней) они видели мир в движении. Эксперимент показал, что вестибулярный аппарат экспериментальных животных превосходил в своем развитии вестибулярный аппарат животных контрольной группы на 22,8-35%. Благодаря этому рост отделов их головного мозга, отвечающих за ориентировку в пространстве, увеличился почти на одну треть в сравнении с их братьями и сестрами, развитие которых шло естественным путем. Американский коллега Б. Н. Колосовского Д. Крейч в своих экспериментах выращивал две группы новорожденных крысят. Одна группа жила в обстановке, исключающей сенсорное воздействие внешней среды (крысята практически ничего не видели, не слышали и не чувствовали). Другая группа, напротив, росла в богатом «сенсорном» окружении и могла активно развивать все органы чувств. Последующее тестирование крысят на «интеллект» показало, что выросшие в условиях ограниченного сенсорного опыта животные существенно проигрывали своим сверстникам. Изучение их мозга показало, что те, кто рос в условиях богатого сенсорного опыта, имели более крупный, более развитый мозг. На этих и аналогичных исследованиях основаны педагогические разработки, направленные на раннее развитие и обучение (Г. Доман, Т. Мур, П. В. Тюленев и др.). Разрабатываемые в этом русле теории и методики обучения позволяют предположить, что мы стоим на пороге революции в начальном образовании.
|