Есть основания
полагать, что ролевая игра имеет существенное значение для развития способности
к эмпатии. Ранние формы спонтанной ролевой игры можно проследить на примере
малыша, который, толкая перед собой свой игрушечный грузовик, пытается издать
звук, похожий на автомобильный сигнал - «би-би». Спонтанной ролевой игре
способствует наличие соответствующих предметов и материалов, достаточного
места и времени.
Одаренные дети
нередко оказываются способными участвовать в сложных ролевых играх уже в 2,5
года. Их раннее речевое развитие и наблюдательность делают тематику их игр
весьма разнообразной, богатой межличностными нюансами.
Наиболее
ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость,
пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей
самого разного умственного развития и физических возможностей.
Когда ролевая
игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит
создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих
чувств детьми.
Играя роль
другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся
сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.
Как показывает
практика, почти все дети дошкольного возраст а с энтузиазмом принимают участ
ие в ролевой игре. Ролевая игра является по существу «школой эмоций»,
доступной для всех маленьких детей.
Задачи
учителя в организации ролевой игры
Известен целый
ряд программ, направленных на развитие социальной компетенции, которые основаны
на готовой тематике и сценариях игр. Многие педагоги, однако, предпочитают
создавать собственные ролевые игры. В любом случае будет нелишним рассмотреть
основы методики ролевой игры Динкмайера (1970).
1. Подготовка. Учитель
подбирает подходящие тему и сценарий. Примерами широко используемых тем
являются «коллективизм», «одиночество», «страх», «голод» и т. д. (Педагог в
случае необходимости может воспользоваться вспомогательными материалами:
фотографиями, плакатами, магнитофонными записями и пр.)
Введение. Учитель
объявляет о предстоящей инсценировке и делает некоторые вводные пояснения. В
качестве разминки группе предлагается разыграть какую-нибудь сценку, прибегнуть
к пантомиме. Благодаря этому удается постепенно втянуть застенчивых и
погруженных в себя детей в ролевую игру. Затем учитель знакомит детей с
предлагаемой игровой ситуацией и просит желающих выбрать роли. При этом имеет
смысл начать с тех детей, которые имеют четкое представление о персонажах и
легко входят в образ.
Действие. Своим
рассказом учитель помогает детям представить обстановку.
Обсуждение. После
завершения игровой ситуации учитель задает группе ряд наводящих вопросов
типа: «Хочет ли кто-нибудь из вас, чтобы с ним произошло подобное
происшествие?», «Можно ли помочь делу слезами?»
Кукольные
инсценировки представляют собой еще одну форму разыгрывания ролей. В некоторых
случаях дети свободнее выражают свои чувства, отождествляя себя с неодушевленными
куклами. Для кукольных постановок гак же предлагаются определенные темы, создаются
сценарии, а на учителя ложится задача по организации спектакля и подготовке
детей. |