Выявление одаренных
детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством
какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо
одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на
постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по
специальным программам, либо в процессе индивидуализированного
образования.
Необходимо предельно снизить вероятность ошибки,
которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по
положительному, так и по отрицательному критерию высокие значения того
или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности,
низкие значения того или иного показателя еще не являются
доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при
интерпретации результатов тестирования.
Следует выделить принципы выявления одарённых детей:
1.
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности
ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3.
анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в
специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4.
использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические "преграды" и т.п.;
5.
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей
квалификации в соответствующей предметной области деятельности
(математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует
иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при
оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
6.
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (частности, на основе организации определенной
образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной
траектории обучения);
7. преимущественная опора на
экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой
реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ
продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и
родителей, естественный эксперимент.
Специальную область
составляют экспериментально-психологические исследования одаренных,
которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических
данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут
использовать самые разнообразные психологические методики, направленные
на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей
взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без
таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности,
связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.
В
практике работы современных школ сложность представляет диагностика
одаренности детей. Для того, чтобы понять к какому когнитивному стилю, к
какому типу из всего бесконечного разнообразия личностей принадлежит
данный, живой, настоящий, по-своему уникальный ребенок, необходимо уметь
определить степень развития у него, если не всех, то хотя бы основных,
наиважнейших, ключевых психических и физиологических особенностей.
Сложность заключается в определении его интеллектуальных особенностей,
наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств,
которые не "дотягивают" до верхней планки или нормы, которые выше этой
планки, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них.
В
начальной школе получили распространение и показали практическую
значимость тесты учебных способностей В.В. Тарасун. Тестовый комплекс
рассчитан на осуществляемое во внеурочное время индивидуальное
тестирование учащихся в конце второй четверти первого года обучения.
Сравнение полученных тестовых оценок с результатами психологического
обследования, которое проводится при комплектовании дифференцированных
классов, показывает, как далеко ребенок продвинулся в своем умственном
развитии за период, прошедший с начала учебного года. На этой основе
учитель более эффективно осуществляет внутриклассную дифференциацию и
индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Все тесты
построены на обобщенном стимульном материале, но с таким расчетом, чтобы
активизировать именно те способности, которые требуются для усвоения
данного учебного предмета. Как известно, мерой качества систем и
процессов выступает эффективность. В последнее время диагностика
интеллектуальных способностей подкрепляется квалиметрическими
(измерением качества) исследованиями. Педагогическая квалиметрия
раскрывает особенности измерений качества - измерений и оценки качества
"процессов" и "результатов" обучения, образования и воспитания,
показывает особенности измерения качества педагогических систем.
Квалиметрия позволяет измерять интеллект.
У диагностирования
умственных способностей имеется очень важный момент, на который указал
Л.С. Выготский. Он показал, что тесты для определения умственных
способностей диагностируют степень развития ребенка на данный момент,
однако их нельзя использовать для определения зоны ближайшего развития.
Различия детей заключаются не только в наличном уровне развития, но и в
потенциальных возможностях развития.
Арсенал диагностического
инструментария в образовательных учреждениях пока беден. Определить
различные виды одаренности представляется делом сложным. Однако
практические наработки и использование результатов научных исследований в
области диагностики разнообразили поиски в этом направлении.
Один
из самых распространенных вариантов организационно-педагогического
подхода - разовые обследования, или экспресс-диагностика. Со времен А.
Бине в течение многих десятилетий "высокий интеллект", определяемый с
помощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль
"рабочего" определения одаренности. При этом подчеркнуто автономная от
педагогического процесса практика психодиагностического обследования
стремилась к наиболее экономичному варианту экспресс-обследований. Таким
образом и решалась проблема отбора детей по уровню "одаренности": на
теоретическом, психометрическом и организационно-педагогическом уровнях.
Практика
нуждалась в относительно простом и экономичном инструменте измерения и
отбора. И на первом этапе, таким образом, было "сэкономлено" на
"постоянно мешающей" практикам теории и на сложной многоуровневой,
долговременной системе обследования.
В дальнейшем
психологические исследования, и прежде всего работы в области психологии
мышления, заставили радикально пересмотреть концепцию одаренности, что
повлекло за собой столь же радикальные изменения на психометрическом
уровне. Возникла потребность в многомерном обследовании.
Многомерная
оценка предполагает иные требования к методическому аппарату
обследования (оцениваются интеллект и креативность, а также уровень
личностного развития), но в организационном плане она может быть разной,
в том числе модернизированные варианты экспресс-обследований. Одним из
примеров подобного решения может служить так называемая "резервуарная
модель" Дж. Гауэна. На основании многих оценочных процедур, в том числе
результатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя
(воспитателя), очерчивается крут кандидатов. Ребенок должен либо
показать высокие результаты в любых трех (из четырех возможных) видах
оценки, либо набрать определенную сумму баллов по шкале Станфорд-Бинет
(измерение умственных способностей). При окончательной оценке
учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом основании проводится
отбор.
Многочисленные социально-педагогические проблемы, и
прежде всего невозможность построения надежного прогноза развития
интеллектуально-творческих способностей на основе разового или даже
периодического тестирования, заставили исследователей и практиков искать
наиболее адекватные способы решения организационно-педагогических
задач.
Долговременные модели:
1."Принцип турникета".
Авторы этого организационно-педагогического подхода - известные
американские специалисты в области обучения одаренных детей Дж.
Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к тому, что процесс
идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным,
предполагающим длительное наблюдение за ребенком.
Подчеркнем,
что эта модель не предполагает жесткой селекции детей, она создана для
работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в
работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка в программу
может осуществляться в течение всего года в зависимости от его
достижений.
Авторы используют как традиционные методы оценки,
так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности
учащегося, - способностях, интересах и стилях обучения. Они особо
подчеркивают, что собирается информация, акцентирующая внимание прежде
всего на достоинствах ученика, а не на его недостатках. На ее основании и
создается "досье" под названием "портфель данных об ученике".
Эта
информация используется при принятии решения о возможностях развития
способностей на обычных школьных занятиях, в группах обогащения и при
работе по специальным дополнительным программам.
2."RAPYHT". Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко известный проект "RAPYHT" (M.
Карне, А. Шведел и др.). Первичная оценка общей и специальной
одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для
учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или
родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов,
ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки
полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в
небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если они
обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень по меньшей мере в
одном или в двух видах деятельности, то включаются в дополнительную
программу. И только детей с серьезными физическими и сенсорными
недостатками тестируют дополнительно и по стандартизированным тестам.
3.Иллинойская
модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет,
которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию
интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей
разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Поиск: примерно за
месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое
оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют
возможность посещать группы для обучения по специальной программе.
Оценка:
процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об
уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка
поступала из двух независимых источников - от родителей и от
специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники
(используются варианты из проекта "RAPYHT"), психологи тестируют ребенка. (Как правило, информацию о результатах не сообщают родителям)
Отбор:
заключительная стадия - отбор имеет двойную цель: подобрать учащихся,
наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие
в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и
расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора:
превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту;
превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым)
тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения
стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам.
Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети,
показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в
группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми
позже.
4."Модель последовательной стратегии принятия решения"
К. Хеллера. Известный немецкий ученый, специалист в области обучения
одаренных детей, К. Хеллер считает, что для практических педагогических и
психологических целей наиболее пригодны многофакторные типологические
модели одаренности. А процесс поиска таланта, по его мнению, требует
поэтапного подхода, последовательной стратегии принятия решений.
Так
же одним из методов выявления одарённых детей является наблюдение. При
подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его
индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно
выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно
ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем
разносторонних наблюдений.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно
длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного
возрастного периода к другому. Каждый случай требует прежде всего
индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа.
Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении
ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с
перерывами. Большой интерес для изучения одаренности представляет
биографический метод. Изучение жизненного пути стало распространяться
как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в
данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка
биографического метода связана с применением таких способов получения
информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы
и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов
деятельности, дневников, писем и т.д.
Попова Л.В.
указывает, что среди новых диагностических методик на первый план
выходит биографический опросник как более надежное, чем традиционные
тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза достижений.
Таким образом, выявившаяся недостаточность традиционных тестов
интеллекта и креативности имела следствием повышение интереса к менее
формализованным методам диагностики. Биографический метод стал
применяться и к детям, и к подросткам.
|