Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 07:08

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [44]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ [51]
ДИАГНОСТИКА [41]
ВАЖНО ЗНАТЬ [125]
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД [61]
ЖИВОЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ [25]
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ [25]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ [33]
Главная » Статьи » МЕТОДИСТУ ДОУ » СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Связь между игрой и творчеством

В условиях детского дошкольного учреждения спон­танное обучение детей происходит в игровых занятиях. Игра была предметом многочисленных исследований с точки зрения ее связи с детским творчеством. Ученые предполагают, что поскольку игра является процес­суальным, а не продуктивным видом деятельности, ре­бенок по-своему преобразует окружающую среду (что зачастую приводит к новым или нетрадиционным ре­зультатам); активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на повышении их творческих возможностей. Данский и Силверман (1973) в результа­те своих экспериментов, направленных на анализ пове­дения детей в игровых ситуациях, во время которых им разрешалось абсолютно свободное обращение с пред­метами, получили данные, подтверждающие гипотезу о том, что игры могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений. Фейтельсон и Росс (1973) уста­новили, что дети, наблюдавшие за участием взрослых в ролевой игре, сами стремились к совместным сюжет­ным играм. Эти наблюдения подтверждают гипотезу о том, что ролевая игра в определенной степени способ­ствует развитию оригинального и творческого мыш­ления.

Различие между игрой и исследованием

Психологи считают, что игра является процессуаль­ным видом деятельности, в которой ребенок создает воображаемую ситуацию. Различие между «игрой» и некоторыми формами исследовательского поведения в процессе игры было прослежено Коррин Хатт (1971). В целях эксперимента Хатт установила в одном из дет­ских садов некий аппарат, издающий звуки, меняю­щиеся в зависимости от усилий, прилагаемых на рычаг. Детям предоставлялось право выбора: либо этот аппа­рат, либо 5 знакомых игрушек. Дети предпочли аппарат. Анализируя поведение детей в ситуации альтернатив­ного выбора, Хатт сумела выявить значительные раз­личия между исследовательским поведением детей и гораздо более разнообразными действиями, кото­рые она назвала «игрой».

Закончив обследование незнакомого предмета, дети приступили к действиям, которые состояли из:

1) по­вторяющихся движений (похлопывание по рычагу ап­парата);

2) продолжительных манипуляций (попытки навалиться всем телом на рычаг и издать непрерывный сигнал);

3) последовательных действий, как в отноше­нии аппарата, так и в отношении игрушек (повторяю­щиеся попытки завладеть и тем, и другим). То есть ре­зультатом действий детей явилась «игра». Вместе с тем наблюдался и другой вид реагирования, который мо­жно условно назвать «изменение функции». В частно­сти, это проявлялось в том, что деги начинали исполь­зовать аппарат совершенно по иному, например, в виде препятствия для преодоления, места для сидения и т. п. Все эти действия относятся к игровым.

Подводя итог своим наблюдениям, Хатт определи­ла различие между «игрой» и исследовательской актив­ностью следующим образом: «Если в процессе иссле­дования дети как бы пытаются ответить на вопрос «Для чего служит этот предмет?», то игрой движет уже совсем другой вопрос: «Что можно делать с этим пред­метом?» Иными словами, исследование определяется новым стимулом, а игра—цепью реакций».

Хатт подчеркивает, что исследование начинается тогда, когда внимание ребенка концентрируется на не­знакомом предмете или каком-нибудь другом аспекте своего окружения. Только после того, как ребенок за­канчивает обследование нового предмета, его исследо­вательское поведение или активность постепенно сме­няются разнообразными повторяющимися действиями, которые можно назвать «игрой». «Игра» характеризует­ся изменчивостью реакций и быстрой сменой направ­ленности действий. Ребенок может совершенно по- разному использовать предоставленные в его распоря­жение предметы. В нашем случае, например, он либо нажимает на рычаг с целью извлечения звука, либо вле­зает на поверхность аппарата, как на стул. Такого рода свободная игровая деятельность, доставляющая ребен­ку радость и удовольствие, а, кроме того, позволяющая произвольно преобразовывать (в воображении) окру­жающую обстановку, содержит много признаков, сход­ных с дивергентным мышлением. Именно это сходство игрового процесса с дивергентным мышлением и натол­кнуло исследователей на мысль, что способность к про­дуцированию разнообразных идей и замыслов, а также некоторые другие свойства креативности могут прояв­ляться и развиваться в игровых ситуациях.

Роль игры в развитии дивергентного мышления

О четырех основных качествах дивергентного мы­шления — быстроте, гибкости, оригинальности и точ­ности—уже говорилось в предыдущих статьях, но, естественно, вне связи с поведением детей во время игр. В самой приро­де детских игр заложены возможности развития гибко­сти и продуктивности мышления ребенка. Действи­тельно, дети, задумавшие, к примеру, играть «в боль­ницу», должны тщательно распределить роли и функ­ции, а также продумать сюжет: у врача должны быть па­циенты; пациенты должны жаловаться на какую-то бо­лезнь; для болезни должна быть предусмотрена проце­дура лечения; эта процедура предполагает использова­ние определенных инструментов и т. д. В процессе игры перед детьми возникают проблемы,- которые они ре­шают, экспериментируя с различными предметами, а также развертывая и прорабатывая содержание игры. В нашем примере дети могут использовать старое одеяло в качестве носилок для переноса «больного», «доктор» может соорудить рентгеновский аппарат из жестяных конструкций и т. д. Вполне очевидно, что сла­женная и по-настоящему интересная игра возможна то­лько в том случае, если дети проявляют мыслительную гибкость и способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения дру­гих детей.

Еще одно исключительно важное преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации, что также способствует развитию твор­ческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Педагоги, которые четко уяснили для себя ценность игры с точки зрения развития у детей дивергентного мышления, могут использовать естественную потребность детей играть и связанный с этим высокий уровень мотивации для постепенного вовлечения детей в более сложные и твор­ческие формы игровой активности.

Категория: СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ | Добавил: admin (04.05.2012)
Просмотров: 1894 | Теги: методист ДОУ, дети раннего возраста в детском сад, дети дошкольного возраста, диагностика, детский сад, методические рекомендации для воспи, обучение | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru