В рамках
системы дошкольного воспитания педагог — ключевая фигура, способная оказать
весьма существенное влияние на формирование эмоционально- личностной сферы
ребенка. По мнению специалистов, учитель должен обладать
следующими качествами:
иметь
достаточные знания в области детского развития;
быть
заботливым и чутким;
подавать
пример для подражания;
уметь
внимательно наблюдать и слушать;
умело
выбирать и применять разнообразные методы и приемы обучения;
быть
уверенным в себе;
быть
преданным своему делу;
верить в
главные человеческие добродетели;
быть
здоровым и энергичным;
хорошо
разбираться в учебных программах для детей;
умело
использовать свои голосовые возможности;
уметь
контролировать поведение детей;
внимательно
относиться к здоровью и безопасности детей;
быть
подлинным воспитателем, а не надзирателем;
уметь
принимать решения;
иметь
адекватную научную и профессиональную подготовку.
Вполне
очевидно, что ответственность за развитие аффективной сферы ребенка несут не
только учитель и школа. Важная роль в этом отношении принадлежит семье. Учитель
должен уметь убедить родителей, что развитие ребенка представляет из себя
двусторонний процесс: дом—школа, школа — дом.
Контактируя
с родителями одаренных дошкольников, учителя нередко сталкиваются со
следующими обстоятельствами:
Родители
склонны строить не всегда верные гипотезы относительно возможного поведения
своего ребенка, исходя из его высоких способностей.
Родители
часто ожидают от своих детей слишком многого. Например, они склонны считать,
что социальные способности одаренного ребенка могут быть такими же высокими,
как и умственные.
Родители
зачастую не способны найти нужный подход к ребенку. По сути дела, многие родители
просто плохо справляются со своей ролью. Они часто обращаются к детям, как ко
взрослым, забывая о том, что это далеко не всегда наилучший путь достичь
взаимопонимания.
Часто
родители перегружают своих одаренных детей. Неординарные умственные способности
детей иногда вводят родителей в заблуждение, и они, теряя чувство меры,
начинают форсировать развитие этих способностей. Нельзя лишать ребенка игр,
заменяя их занятиями музыкой, танцами или спортом.
Некоторые
родители смотрят на своих одаренных детей как на средство достижения собственных
притязаний или компенсации нереализованных стремлений. Некоторые из этих родителей
весьма слабо представляют себе особенности детского развития.
Многие
родители часто отводят одаренному ребенку роль «кумира семьи», что отрицательно
сказывается как на самом ребенке, так и на его братьях и сестрах.
В
некоторых семьях принято посвящать одаренных детей во все семейные конфликты,
что отрицательно сказывается на их эмоциональном развитии.
В США существует
практика рассылки на дом информационных бюллетеней, подробно знакомящих родителей
со всевозможными занятиями, направленными на развитие способностей и навыков
детей. Задача родителей состоит в том, чтобы создать условия для усовершенствования
детьми полученных в дошкольном учреждении навыков. Сотрудничество между семьей
и школой должно быть постоянным, только в этом случае ребенок будет
чувствовать достаточную поддержку.
Аффективное развитие. Краткие выводы
Воспитание
чувств важно для всех детей, но особенно для одаренных, которые наиболее
чувствительны и поэтому более ранимы ко всему, что затрагивает их Я.
Как
учителя, так и родители должны помогать одаренным детям вырабатывать адекватную
Я-концепцию и самооценку, чуткость к потребностям и переживаниям других людей,
высокие социальные способности.
Эмоциональный
опыт приобретается ребенком в процессе взаимодействия с людьми начиная с самого
раннего возраста. Родителям или другим людям, постоянно соприкасающимся с
одаренными детьми, нужно знать, что их аффективное развитие в решающей степени
зависит от влияния и отношения взрослых.
Соответствующие
формы поведения взрослых и благоприятная окружающая атмосфера создают условия
для формирования эмоциональной сферы ребенка.
Экспериментальным
путем установлено, что между низкой Я-концепцией и недостаточной реализацией
своих потенциальных возможностей существует тесная связь. Нереалистичные
притязания, навязываемые маленьким детям взрослыми, могут пагубно сказаться на
их самоуважении.
Развитие
аффективной сферы имеет свои последовательные этапы. Воспитывая ребенка, следует
учитывать особенности детского развития и обеспечивать его такими условиями,
которые в наибольшей степени будут способствовать формированию его личности.
В то
время как одаренные дети по своему развитию опережают «средних» практически по
всем параметрам, их собственное развитие может быть неравномерным. Например,
их умственное развитие (особенно речевое) част о гораздо превышает
эмоционально-личностное. Взрослые не должны ставить перед одаренными детьми
нереальные задачи в аффективной области, основываясь только на том, что они не
но годам развиты умственно. Учителям одаренных детей следует придерживаться
индивидуального подхода к ним.
Учитывая
то обстоятельство, что одаренные дети склонны проявлять повышенное внимание к
другим, следует специально поощрять эту способность.
Ролевые
игры являются эффективным средством развития эмпатии у маленьких детей.
Занятия,
посвященные обучению одаренных дошкольников стратегиям решения межличностных
проблем, помогают их социальной адаптации.
Одаренные
дети, как и все остальные, должны твердо знать границы допустимого поведения.
Разумные границы поведения дают детям чувство защищенности, снижают напряженность
и предотвращают агрессивность.